Предыдущая - СОДЕРЖАНИЕ - Следующая

26.3. Развитие сравнительных испытаний

Основной аспект сертификации — безопасность — предопределяет информирование потребителя посредством сертификата или знака соответствия лишь о безопасности товара (услуги). А другие характеристики? Ведь потребителя при выборе товара интересует и его надежность, экономичность и конкретные характеристики, определяющие предпочтение отдельных сегментов покупателей данного рынка.

В зарубежной практике подробные сведения об аналогичных товарах различных изготовителей дают результаты сравнительных испытаний (тестирования), которые проводятся аккредитованными испытательными центрами. Заказы на сравнительное тестирование поступают, как правило,'от обществ потребителей, а выполняют заказы независимые экспертные организации. Результаты сравнительных испытаний публикуются в специализированных изданиях, которые в порядке "рекламы в каждый дом" доводят до потребителей информацию о качестве продаваемых на данном рынке товаров.

Отмечается, что товары, получившие оценку "удовлетворительно", постепенно исчезают с рынка, так как спрос на них заметно падает. Оценка "плохо" или "с большими недостатками" влечет за собой полное отсутствие спроса. Это вынуждает изготовителей постоянно совершенствовать свою продукцию, если они планируют удерживать свои позиции на рынке.

В странах ЕС введены единые методики по проведению однотипных сравнительных испытаний различными испытательными центрами. Это в свою очередь дает необходимые сведения и аккредитующим органам, так как согласно разработкам ИСО/МЭК результаты сравнительных испытаний рассматриваются как критерий оценки технической компетентности лаборатории.

В России сравнительные испытания проводятся с 1991 г. испытательным центром "Ростест-Москва" совместно с германской фирмой "Штифтунг Варен-тест", широко известной в Европе. Были проведены испытания восьми типов

холодильников, в числе которых три российского производства. Испытания одновременно проходили в "Ростест-Москва" и в Германии под руководством и при участии немецких специалистов. Результаты показали практически одинаковую точность оценки, что положительно характеризует компетентность российского испытательного центра. Из товаров отечественного производства лишь один получил оценку "хорошо" (холодильник марки "ЗИЛ").

Проведенные сравнительные испытания восьми типов стиральных машин дали ценную информацию для доработки изделий, так как 60% испытуемых машин не выдержали требуемого срока службы. Новые испытания включают 17 типов стиральных машин, относящихся к продукции элитарного уровня.

К сожалению, широкое информирование потребителей российского рынка о результатах сравнительных испытаний отсутствует, видимо, оттого, что этот метод оценки соответствия у нас только лишь входит в практику. Его развитие станет не только значимым дополнением к сертификации в плане защиты прав потребителей на качественный товар, но и послужит инструментом вымывания из сферы торговли товаров низкого технического уровня и качества, которые поступают как от отечественных производителей, так и из-за рубежа.

Предыдущая - СОДЕРЖАНИЕ - Следующая