Бургаве Герман

Бургаве, Бурхаве (Boerhaave) Герман (31.12.1668, Ворхаут, близ Лейдена, — 23.9.1738, Лейден), нидерландский врач, ботаник и химик, иностранный член Парижской АН (1731) и Лондонского королевского общества (1730). Учился в Лейдене, где защитил диссертацию на степень доктора философии (1690). В 1693 получил степень доктора медицины; с 1709 профессора Лейденского университета. Талантливый врач и педагог, Бургаве создал первую научную клинику. Среди учеников Бургаве — ван Свитен, Ж. Ламетри и др. В своих медицинских исследованиях Бургаве первым применил термометр и лупу. Бургаве пытался согласовать результаты анатомических и физиологических исследований с практическим опытом, отводя первое место клинике. В изданном каталоге Лейденского ботанического сада (1709) описал и классифицировал новые виды растений. Широким распространением пользовался учебник «Основания химии» (тт. 1—2, 1732), в котором Бургаве систематизировал химические знания того времени. Показал, что ртуть при длительном нагревании (15 лет) и многократных перегонках (500 раз) не изменяется; в отличие от ятрохимиков, считал химию самостоятельной наукой; был противником алхимии.

 

  Соч.: Institutiones medicae, Lugduni Batavorum, 1708; Libellus de materia medica et remediorum formulis, Lugduni Batavorum, 1715.

 

  Лит.: Погодин С. A., Раскин Н. М., Герман Бургаве, «Химия и жизнь», 1969, № 11; Metzger Н., Newton, Stahl, Boerhaave et la doctrine chimique, P., 1930.


Комментарии*

Дополнения:

  • Системный подход в медицине: Разработал целостную систему медицины, основанную на механистической философии, где тело рассматривалось как сложная машина. Его учение, известное как "бургавизм", доминировало в европейской медицине на протяжении большей части XVIII века.
  • Влияние на химию: Его учебник "Основания химии" был переведен на многие европейские языки и служил основным руководством для химиков на протяжении десятилетий. Он способствовал отделению химии от алхимии и медицины, утверждая ее как самостоятельную экспериментальную науку.
  • Педагогическое наследие: Считается основателем современной клинической подготовки. Его лекции и клинические демонстрации в Лейденском университете привлекали студентов со всей Европы, создав модель медицинского образования, которая была позже перенята в Вене и Эдинбурге.
*Подобраны с помощью LLM, верифицированы, но возможны неточности.