Рецептор (receptor)

Рецептор (receptor) — это специфическое чувствительное образование у животных, воспринимающее внешние и внутренние раздражения (экстеро- и интерорецепторы) и преобразующее их в активность нервной системы. В зависимости от вида воспринимаемого раздражения различают механорецепторы, хеморецепторы, фоторецепторы, электрорецепторы и терморецепторы.

Также рецептор — это молекула или молекулярный комплекс на поверхности клетки, способные распознавать и связывать специфические химические группировки, молекулы или клетки (клеточные рецепторы) и реагировать на это взаимодействие конформационными изменениями мембранных белков или передачей сигнала внутрь клетки.

Рецепторы играют ключевую роль в восприятии окружающей среды и поддержании гомеостаза организма. Они позволяют организму реагировать на изменения в окружающей среде, такие как свет, звук, запах, вкус, давление и температура. Кроме того, рецепторы участвуют в регуляции различных физиологических процессов, таких как метаболизм, рост и развитие.

Существует несколько типов клеточных рецепторов, каждый из которых выполняет свою специфическую функцию:

  1. Гормональные рецепторы — расположены на поверхности клеток или внутри них и связываются с гормонами, регулируя таким образом различные физиологические процессы.
  2. Нейротрансмиттерные рецепторы — находятся на поверхности нейронов и связываются с нейротрансмиттерами, влияя на передачу нервных импульсов.
  3. Цитокиновые рецепторы — экспрессируются на поверхности иммунных клеток и взаимодействуют с цитокинами, регулируя иммунный ответ.

Взаимодействие рецепторов с их лигандами (веществами, которые связываются с рецепторами) приводит к различным биологическим эффектам, таким как активация или ингибирование определённых сигнальных путей, изменение экспрессии генов и т. д.

Список использованной научной литературы:

  1. Берёзов Т. Т., Коровкин Б. Ф. Биологическая химия. — М.: Медицина, 1998.
  2. Ленинджер А. Основы биохимии. — М.: Мир, 1985.
  3. Николаев А. Я. Биологическая химия. — М.: Высшая школа, 2004.