КАНАТНЫЕ СМАЗКИ, пластичные смазки, предназначенные для защиты от износа и коррозии проволоки, из к-рой свивают стальные канаты. Фрикционные канатные смазки для передач с тяговыми шкивами должны дополнительно увеличивать коэф. трения каната по желобу шкива. Канатные смазки должны быть работоспособны при низких т-рах (до -60°С), не испаряться, не содержать абразивных примесей, водорастворимых к-т и щелочей. Разновидность канатных смазок - т. наз. пропитки для предотвращения гниения орг. сердечников стальных канатов. Пропитка, частично выдавливаясь из сердечника, смазывает проволоки и пряди каната. наиб. широко в качестве канатных смазок используют композиции (сплавы), включающие вязкое нефтяное масло, битум, петролатум, парафин, церезин, озокерит. Для повышения адгезии, улучшения консервац. св-в, водостойкости и т. п. в состав канатных смазок вводят полимеры, антифрикц. добавки (графит, MoS ), противозадирные присадки и др. В СССР применяют мазеобразные, пластичные канатные смазки (напр., торсиолы), за рубежом более распространены жидкие и полужидкие. При изготовлении стального каната струю расплавл. канатной смазки направляют в зону скрутки его проволок (прядей). При эксплуатации каната канатную смазку наносят на его пов-сть в расплавленном виде или из р-ра в летучем орг. р-рителе (бензин, перхлорэтилен и др.). Произ-во канатных смазок в СССР составляет 10% от всего выпуска пластичных смазок.
=== Исп. литература для статьи «КАНАТНЫЕ СМАЗКИ»: Синицын В. В., Подбор и применение пластичных смазок. 2 изд., М., 1974; его же, Пластичные смазкив СССР. Справочник, 2 изд.. М., 1984.
В. В. Синицын.