Бензин

Бензин (франц. benzine), смесь углеводородов различного строения, бесцветная жидкость с пределами кипения 33—205°С. Температура замерзания бензина ниже —60°С, температура вспышки ниже 0°С, плотность 700—780 кг/м3 (0,70—0,78 г/см3).

  При концентрациях паров бензина в воздухе 74—123 г/м3 образуются взрывчатые смеси. Основной источник получения бензинаперегонка и каталитическая переработка нефти (см. Перегонка нефти, Крекинг); небольшие количества бензина получают переработкой каменных углей и горючих сланцев (см. Гидрогенизация деструктивная), а также из природных и попутных газов (см. Газы природные горючие и Газы нефтяные попутные). Бензин применяют главным образом в качестве топлива для двигателей внутреннего сгорания с воспламенением от искры (карбюраторные и с непосредственным впрыском); около 10% бензина используют как растворители, промывочные жидкости и для др. целей. Бензины, применяемые как топливо, делят на автомобильные (табл. 1) и авиационные (табл. 2).

  Табл. 1. — Марки и качество автомобильных бензинов, выпускаемых в СССР

Показатели

Марки

А-66

A-72

A-76

АИ-93

АИ-98

Октановое число по моторному методу (не менее)

66

72

76

85

89

Содержание тетраэтилсвинца, г/кг бензина (не более)

0,6

0,41

0,82

0,82

Температура начала перегонки бензина, °С (не ниже)

35

35

35

35

35

Конец кипения, °С (не выше)

205/185

195/185

195/185

195/185

195*

Давление насыщенных паров, кн/м2 (не более)

670/930

670/930

670/930

670/930

670

мм рт. ст. (не более)

500/700

500/700

500/700

500/700

500

Индукционный период, мин (не менее)

450

600

900

900

900

Кислотность, КОН мг/л бензина (не более)

30

30

30

30

30

Содержание (фактическое) смол, мг/л бензина (не более)

150

100

100

70

70

Содержание серы, % (не более)

0,15

0,12

0,10

0,10

0,10

* Для бензина АИ-98 нет деления на летний и зимний; для других бензинов в числителе приведены данные для летних, в знаменателе — для зимних.

 

  Табл. 2. — Марки и качество авиационных бензинов, выпускаемых в СССР

Показатели

Марки

Б-100/130

Б-95/130

Б-91/115

Б-70

Детонационная стойкость

 

 

 

 

  октановое число по моторному методу (не менее)

98,6

95

91

70

  сортность на богатой смеси (не менее)

130

130

115

Содержание тетраэтилсвинца, г/кг бензина (не более)

2.7

3.3

2.5

Температура начала перегонки, °С (не ниже)

40

40

40

40

Конец кипения, °С (не выше)

180

180

180

180

Кислотность, КОН мг/л бензина (не более)

10

10

10

10

Содержание (фактическое) смол, мг/л бензина (не более)

20

20

20

20

Содержание серы, % (не более)

0,05

0,05

0,05

0,05

Период стабильности, ч

8

8

8

 

 

  Автомобильные бензины подразделяются на летние (для применения с апреля по сентябрь во всех районах, кроме северных и северо-восточных) и зимние (для северных и северо-восточных районов, а в остальных районах — с октября по март). В отличие от летних бензинов в зимних содержится большее количество низкокипящих углеводородов. Бензины характеризуются следующими показателями: склонностью к образованию отложений (содержание фактических смол), коррозионной агрессивностью (кислотность и содержание серы), стабильностью при хранении (индукционный период и период стабильности).

  Важнейшее эксплуатационное свойство бензина — их детонационная стойкость (см. Детонация моторных топлив), т. е. способность нормально сгорать в двигателе при различных условиях. Антидетонационные свойства бензина оцениваются октановым числом, а для авиационных бензинов — также и сортностью (см. Сортность бензинов). Чем выше октановое число бензина или его сортность, тем лучше его антидетонационные свойства. Деление бензинов на марки основано на этих свойствах: для автомобильных бензинов приводится значение октанового числа (А-66, A-72, АИ-93); авиационные бензины (кроме Б-70) маркируются дробью (Б-100/130, Б-91/115), где в числителе даётся октановое число, а в знаменателе — сортность. Для повышения детонационной стойкости бензинов в них добавляют антидетонационную присадкутетраэтилсвинец (ТЭС). Такие этилированные бензины ядовиты, в работе с ними необходимы меры предосторожности; их обязательно окрашивают (для отличия от неэтилированных).

  Действие на организм. Бензин проникает в организм в основном через лёгкие. Опасность отравления бензином существует на всех этапах его производства, транспортировки и особенно при использовании бензина. Предельно допустимая концентрация в воздухе паров бензина от 100 до 300 мг/м3, бензина-растворителя — 300 мг/м3. При остром отравлении парами бензина появляются головная боль, неприятные ощущения в горле, кашель, раздражение слизистой оболочки глаз, носа, в тяжёлых случаях — головокружение, неустойчивая походка, психическое возбуждение, замедление пульса, иногда потеря сознания. При хроническом отравлении обычны жалобы на головные боли, головокружения, расстройства сна, раздражительность, повышенную утомляемость, похудание, боли в области сердца и др.

  Первая помощь и лечение. При острых отравлениях — свежий воздух, кислород, сердечные и успокаивающие средства; при остановке дыхания — искусственное дыхание. При попадании бензина в желудок — внутрь растительное масло (30—50 г). При хронических отравлениях — общеукрепляющее лечение, физиотерапия, временное отстранение от работы с бензином. Лица, страдающие функциональными заболеваниями нервной системы и эндокринных органов, к работе с бензином не допускаются.

 

  Лит.: Нефтепродукты. Свойства, качество, применение. Справочник, М., 1966; Вредные вещества в промышленности, под общей ред. Н. В. Лазарева, 4 изд., ч. 1, Л., 1963: Профессиональные болезни, 2 изд., М., 1964.

  А. А. Гуреев.


ПраймКемикалсГрупп