БЕНЗИНЫ

БЕНЗИНЫ (франц. benzine, от араб. любан джави - яванское благовоние), смеси разл. углеводородов, выкипающие в пределах 30-205 °С. В состав бензинов, кроме углеводородов (парафиновых, олефиновых, нафтеновых и ароматических), могут входить примеси-серо-, азот- и кислородсодержащие соединения. Бензины готовят смешением компонентов, получаемых в осн. переработкой нефти - прямой перегонкой (т.наз. прямогонный бензин), а также крекингом, риформингом, коксованием и др. Применяют гл. обр. в кач-ве горючего для двигателей внутр. сгорания с принудительным воспламенением (карбюраторных и с непосредственным впрыском). Небольшие кол-ва бензинов используют как р-рители и промывочные жидкости (см. Бензины-растворители).

Т-ра замерзания бензинов ниже — 60 °С, т. всп. ниже 0°С. При концентрации паров бензинов в воздухе 74-123 г/м3 образуются взрывчатые смеси.1050-40.jpg (низшая) 41-44 МДж/кг; Ср 2,0-2,1 кДж/(кг*К);1050-41.jpg 0,50-0,65 мм2/с (20°С); плотн. 0,700-0,780 г/см3 (20 °С); среднее значение коэф. диффузии для паров бензинов при атмосферном давлении и 20 °С 9,1 мм2/с. Осн. эксплуатац. характеристики бензинов, применяемых как горючее, - испаряемость, горючесть, воспламеняемость, хим. стабильность, склонность к образованию отложений, коррозионная активность.

Испаряемость в наиб. мере определяется фракционным составом и давлением насыщ. паров. По этим показателям бензинв могут существенно различаться, тогда как показатели, влияющие на испаряемость (напр., коэф. диффузии паров, вязкость, поверхностное натяжение, теплоемкость, плотность), как правило, для всех бензинов очень близки. От фракционного состава и давления насыщ. паров бензинов зависят скорость прогрева двигателя, износ его деталей, расход горючего, а также такие эксплуатац. характеристики, как возможность пуска двигателя при низких т-рах, склонность к образованию паровых пробок в системе питания, приемистость (см. ниже). Применение бензинов с большим содержанием низкокипящих фракций облегчает пуск двигателя, но вызывает образование паровых пробок: при работе двигателя в летнее время года бензин может нагреться до т-ры, при к-рой образуется настолько много паров низкокипящих углеводородов, что массовая производительность бензонасоса снизится, бензовоздушная смесь резко обеднится и потеряет способность воспламеняться от искры зажигания. Кроме того, использование очень "легких" бензинов приводит к обледенению карбюратора при низких т-рах, увеличению потерь горючего от испарения при хранении и транспортировке.

В СССР производятся автомобильные бензины зимнего и летнего видов, различающиеся по содержанию низкокипящих фракций, и авиационные бензины. Последние предназначены для поршневых двигателей самолетов и содержат относительно мало низкокипящих углеводородов, чтобы исключить возможность образования паровых пробок при полете на разной высоте (см. табл.).