МОТОРНОЕ ТОПЛИВО

Бензины различного происхождения могут по-разному вести себя в двигателях внутреннего сгорания.

Стремясь к максимальному повышению мощности двигателя при малых габаритах и весе, стараются по возможности увеличить степень сжатия горючей смеси в цилиндре. Однако в быстроходных четырехтактных двигателях, работающих с принудительным зажиганием, при этом иногда наблюдается ненормальное (детонационное) сгорание смеси. Мотор начинает «стучать». При этом мощность мотора снижается.

Оказалось, что это явление связано с составом жидкого топлива, так как углеводороды различного строения при использовании их в качестве моторного топлива ведут себя различно. Хуже всего оказываются парафины нормального строения.

За стандарт горючего вещества с большой способностью к детонации принят нормальный гептан. Чем более разветвлена углеродная цепь парафинового углеводорода, тем лучше совершается процесс горения его в двигателе и тем большую степень сжатия горючей смеси можно допускать. Таким образом, изопарафины, содержащие третичные атомы углерода, ведут себя лучше нормальных парафинов; еще лучше оказываются неопарафины (парафины, содержащие четвертичные углеродные атомы), как, например, неопентан и неогексан:

Одним из углеводородов, ведущих себя в двигателе внутреннего сгорания особенно хорошо, является октан такого строения:

Этот октан2,2,4-триметилпентан, который обычно, не совсем удачно, называют изооктаном , принят в качестве стандарта хорошего моторного топлива. Составляя в различных пропорциях смеси этого октана с н-гептаном, сравнивают их поведение в моторе с поведением испытуемого бензина. Если смесь, содержащая 70% изооктана, ведет себя так же, как исследуемый бензин, то говорят, что последний имеет «октановое число» 70 (октановое число изооктана принято за 100; октановое число н-гептана принято равным нулю).