Октановое число

ОКТАНОВОЕ ЧИСЛО, показатель, характеризующий детонац. стойкость топлив для карбюраторных двигателей внутр. сгорания. Численно равно содержанию (в % по объему) изооктана в его смеси с н-гептаном, при к-ром эта смесь эквивалентна по детонац. стойкости исследуемому топливу в стандартных условиях испытаний. Изооктан трудно окисляется даже при высоких степенях сжатия, и его детонац. стойкость условно принята за 100 единиц. Сгорание в двигателе н-гептана даже при невысоких степенях сжатия сопровождается детонацией, поэтому его детонац. стойкость принята за 0. Для оценки октанового числа выше 100 создана условная шкала, в к-рой используют изооктан с добавлением разл. кол-в тетраэтилсвинца.

Детонац. испытания проводят на полноразмерном автомобильном двигателе или на спец. установках с одноцилиндровыми двигателями. На полноразмерных двигателях в стендовых условиях определяют т. наз. фактическое октановое число (ФОЧ), в дорожных условиях - дорожное октановое число (ДОЧ). На спец. установках с одноцилиндровым двигателем определение октанового числа принято проводить в двух режимах: более жестком (моторный метод) и менее жестком (исследовательский метод). Октановое число топлива, установленное исследовательским методом, как правило, несколько выше, чем октановое число, установленное моторным методом (см. табл.). Разность между этими октановыми числами характеризует чувствительность топлива к режиму работы двигателя.

Комментарии*

Дополнения к описанию октанового числа:

  • Современные антидетонационные присадки - вместо токсичного тетраэтилсвинца сейчас используют метил-трет-бутиловый эфир (МТБЭ), этанол и другие кислородсодержащие соединения
  • Октановое число современных бензинов - обычно находится в диапазоне 92-98 для обычных марок, может достигать 100+ для высокооктановых спортивных бензинов
  • Важность для двигателей - топливо с недостаточным октановым числом вызывает детонацию, что приводит к повреждению поршней, колец и клапанов
  • Методы повышения октанового числа включают каталитический риформинг, изомеризацию, алкилирование и добавление антидетонационных присадок
  • Различие между исследовательским (RON) и моторным (MON) методами - RON измеряется при низких оборотах, MON при высоких, а их среднее значение (RON+MON)/2 называется антидетонационным индексом (AKI)
*Подобраны с помощью LLM, верифицированы, но возможны неточности.