ОКТАНОВЫЕ
ЧИСЛА, УСТАНОВЛЕННЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИМ (ОЧИ) И МОТОРНЫМ (ОЧМ) МЕТОДАМИ
ОЧМ |
ОЧИ |
|||
110 |
107,5 |
|||
100 |
105,7 |
|||
91,0 |
93,6 |
|||
99,0 |
101,1 |
|||
61,7 |
61,7 |
|||
2-Метилбутан |
90,3 |
92,3 |
||
2,2,3-Триметилбутан |
101,0 |
105,0 |
||
1-Пентан |
77,1 |
90,9 |
||
2-Метил-1-бутен |
81,9 |
101,3 |
||
2-Метил-2-бутен |
84,7 |
97,3 |
||
Метилциклопентан |
80,0 |
91,3 |
||
77,2 |
83,0 |
|||
111,6 |
113,0 |
|||
102,1 |
115,7 |
|||
41-56 |
43-58 |
|||
65-70 |
70-75 |
|||
75-81 |
80-85 |
|||
Бензины каталитич.
риформинга |
77-86 |
83-97 |
||
85 |
100 |
|||
Алкилат |
90 |
92 |
||
Алкилбензол |
100 |
107 |
||
Метил-трет-бутиловый
эфир |
- |
117* |
||
* октановое число определено
при смешении с бензином.
Т.к. при эксплуатации полноразмерного
двигателя на переменных режимах происходит фракционирование бензина, необходимо
раздельно оценивать детонац. стойкость его легких и тяжелых фракций. Октановое число бензина
с учетом его фракционирования в двигателе получило назв. октанового числа распределения
(ОЧР). В связи со сложностью определения октановых чисел на двигателях разработаны методы
косвенной оценки детонац. стойкости по физ.-хим. показателям и по характеристикам
низкотемпературной р-ции газофазного окисления, имитирующего предпламенные процессы.
Углеводороды, содержащиеся
в топливах, значительно различаются по детонац. стойкости: наибольшие октановые числа
имеют ароматич. углеводороды и парафиновые углеводороды разветвленного строения,
наименьшие октановые числа-парафиновые углеводороды нормального строения. Среди топлив
нефтяного происхождения наиб. высокие октановые числа имеют бензины, полученные каталитическим
риформингом и крекингом, наименьшие октановые числа у бензинов прямой перегонки (см. табл.).
Повышение октановых чисел топлив
достигается добавлением высокооктановых компонентов и антидетонац. присадок
(см. Антидетонаторы моторных топлив).
Лит.: Гуреев А.
А., Жаров Ю. М., Смидович Е. В., Производство высокооктановых бензинов, М.,
1981; Гуреев А. А., Серегин Е. П., Азе в В. С., Квалификационные методы испытания
нефтяных топлив, М., 1984.
А. А. Гуреев.