Полимербензин
Полимербензин, полимердистиллят, высокооктановый компонент топлив для поршневых двигателей с искровым зажиганием; получается каталитической полимеризацией пропан-пропиленовой и бутиленовой фракций газов крекинга и риформинга нефти. Начало кипения полимербензина не ниже 70 °С, конец кипения не выше 225 °С, содержание непредельных углеводородов 20—90% при относительно малом содержании парафиновых, нафтеновых и в особенности ароматических углеводородов. Октановое число гидрированного полимербензина с 3,3 г тетраэтилсвинца на 1 кг полимербензина не менее 104. Для стабилизации полимербензина и товарных топлив, содержащих этот компонент, к ним добавляют ингибиторы (см. Антиокислители).
Лит.: Технические условия на нефтепродукты, М., 1969; Гуреев А. А., Применение автомобильных бензинов, М., 1972.
Комментарии*
Дополнения к описанию полимербензина:
- Механизм получения: Каталитическая полимеризация протекает с участием кислотных катализаторов (например, фосфорной кислоты), при которой молекулы олефинов (пропилена, бутиленов) соединяются в более крупные разветвленные молекулы — олигомеры.
- Ключевое свойство: Высокое октановое число обусловлено именно разветвленной структурой образующихся изоолефинов, которая препятствует детонации в двигателе.
- Проблема и решение: Высокое содержание непредельных углеводородов делает полимербензин химически нестабильным — он склонен к окислению и смолообразованию при хранении. Для этого требуются стабилизаторы-антиоксиданты, а также возможен процесс гидрирования для насыщения двойных связей и повышения стабильности.
- Современный контекст: В настоящее время производство полимербензина как отдельного компонента значительно сократилось. Его вытеснили более эффективные и экологичные процессы, такие как алкилирование, которое производит алкилат — компонент с еще более высоким октановым числом и практически нулевым содержанием олефинов и ароматики.
*Подобраны с помощью LLM, верифицированы, но возможны неточности.
Дополнения к описанию полимербензина: