Среди стран Центральной и Восточной Европы есть такие, где метрология имеет вековые традиции развития — Германия, Россия, бывшие страны СЭВ (Польша, Чехия, Венгрия, Болгария, Румыния, Словакия). Сотрудничество этих стран положительно сказалось на становлении метрологии, но в то же время в некоторых странах метрология находится в зачаточном состоянии (Албания, Словения, Эстония, Латвия). Для них особенно актуальны кадровый вопрос и развитие научного потенциала.
В большинстве стран создана правовая база метрологии и законодательная метрология служит инструментом государственного управления, объект которого — обеспечение единства измерений и защита прав потребителей. Законодательные акты, принятые парламентами этих стран, гармонизованы с методическими документами Международной организации законодательной метрологии (МД МОЗМ) и метрологическим законодательством промышленно развитых стран.
Наряду с этими общими чертами в состоянии метрологии данного региона очевидно, что соотношение между государственной и рыночной составляющими деятельности в этой области зависит от степени реформированности экономики. В целях сокращения государственных расходов на управление государство передает некоторые функции метрологии предприятиям различных форм собственности. В то же время достигнуто понимание того, что гармонизация требований и правил в метрологии — важный фактор, содействующий устранению технических барьеров в международной торговле и интеграционным процессам в Европе.
Рассмотрим основные особенности состояния и развития законодательной метрологии в отдельных странах Центральной и Восточной Европы, в том числе СНГ.
В Венгрии возглавляет метрологическую деятельность национальный орган — Государственное управление по метрологии. Основные правовые акты приняты в 1991-1992 гг.: Декрет Правительства № 127/91 и Закон по метрологии XLV (1992 г.). Все законодательные и нормативные акты по метрологии гармонизованы с законодательством западноевропейских стран. Это служит базой взаимного признания результатов испытаний, введения в практику факультативных испытаний и поверки, а также деятельности Государственного управления по метрологии в области аккредитации лабораторий. Деятельность по метрологии контролируется Министерством промышленности и торговли, которое действует от имени Правительства. Работа Государственного управления финансируется из государственного бюджета, но в то же время оно занимается и хозрасчетной деятельностью.
В стране развиваются все направления метрологии:
• научная метрология, приоритетами которой являются разработка и поддержание национальных эталонов и научные исследования;
• законодательная метрология, основные направления которой — поверка средств измерений, испытания типов;
• прикладная (промышленная) метрология, потребности в которой заметно возросли в связи с расширением масштабов внедрения систем обеспечения качества продукции на предприятиях.
Государственное управление по метрологии осуществляет поверочную деятельность через сеть центральных и местных поверочных организаций, являясь также органом по аккредитации калибровочных лабораторий. Более 50 калибровочных лабораторий аккредитовано на соответствие европейским требованиям, а правила проведения аккредитации разработаны Аккредитационной комиссией по метрологии. Из международных связей по метрологии наиболее значительны контакты по обмену опытом с германскими метрологами. В 1995 г. Венгрия стала ассоциированным членом EAL и BELMEK, планируется также вступление в ЕВРОМЕТ.
В Болгарии метрологическая деятельность ведется на основе Закона "О мерах и измерительных приборах", принятого в 1952 г. и обновленного в 1995 г. с учетом рекомендаций МОЗМ. Национальный орган — Комитет по стандартизации и метрологии. В метрологическую государственную структуру также входят Национальный центр по метрологии; 15 региональных центров по метрологии, в составе которых действуют метрологические и сертификационные лаборатории. Национальный центр по метрологии отвечает за национальную эталонную базу; разрабатывает нормативные документы на средства измерений, подлежащие обязательному контролю; проводит испытания типа средств измерений для их утверждения, а также занимается аккредитацией метрологических лабораторий.
Обязательному метрологическому контролю подлежат средства измерений, предназначенные для эталонов, а также используемые для измерений в области медицины, охраны труда, уровня радиации и при учете материальных ценностей. Непосредственно испытания типа и поверки проводят метрологические лаборатории при Национальном центре, региональных метрологических центрах, а также входящие в структуру других государственных организаций и частных фирм. В связи с изменением Закона "О мерах и измерительных приборах" проводится интенсивное обновление поверочного оборудования, в чем Болгарии оказывают помощь и содействие Германия и ЕС.
Польша считает новую историю метрологии с 1993 г. — со дня принятия закона "О мерах". На основании этого закона было создано Главное управление мер, основной задачей которого стала гармонизация национальных требований в области метрологии с правилами и нормами ЕС. Согласно Закону "О мерах" средства измерений подлежат поверке, калибровке, утверждению типа. Обязательному метрологическому контролю подлежат средства измерения, используемые в торговле, административных действиях, в области охраны труда и окружающей среды. Утверждение типа и поверку имеет право выполнять только Государственная метрологическая служба — это обязательное условие для допущения к калибровке. Калибровку проводят службы любой подчиненности: лаборатории
научных институтов, органы технического надзора и другие организации, аккредитованные в порядке, определяемом Главным управлением мер. Кроме Главного управления, в Польше действуют окружные и районные управления мер.
Центральный орган финансируется из госбюджета, а общие доходы от метрологической деятельности складываются из гонораров за проведение поверок, аттестации средств измерений, анализа состава драгоценных металлов и их клеймения.
Главное управление мер сотрудничает с МОМВ и МОЗМ, а также с европейскими организациями по метрологии.
В Чехии Закон по метрологии был принят в 1990 г. Наряду с ним метрологическая работа регулируется также Постановлением №69/1991 Управления по стандартизации и измерениям. Национальный орган в области метрологии — Чешское управление по стандартам, метрологии и испытаниям, подчиненное непосредственно Министерству экономики. В общую метрологическую структуру входят еще две организации: Чешский институт по аккредитации и Чешский метрологический институт. В составе последнего — лаборатории по различным видам измерений, лаборатории фундаментальной метрологии, инспекторат по ионизирующим излучениям, семь инспекторатов Чешского метрологического института, уполномоченные лаборатории по измерениям и калибровке. Национальные стандарты в области испытаний и аккредитации включают требование EN 45000 полностью, другие метрологические нормативные документы постепенно гармонизуются с европейскими и международными.
Из международных связей наиболее активно сотрудничество Чешского института по аккредитации с EAL.
В Словении метрологическая деятельность началась сразу после образования самостоятельного государства: в 1991 г. принят Закон "О метрологии и поверке", а также создано Управление по стандартизации и метрологии при Министерстве науки и метрологии. Закон разработан с учетом рекомендаций МОЗМ, членом которого Словения стала в 1993 г. Он содержит положения, относящиеся к направлениям деятельности Управления по стандартизации и метрологии; единицам и средствам измерений, эталонам, метрологическим правилам и т.п. Все ранее действующие нормативные документы по метрологии заменяются новыми, гармонизованными по отношению к требованиям ЕС. В Словении национальные эталоны являются вторичными. Их система распределена по нескольким аккредитованным метрологическим лабораториям, а первичные эталоны в основном находятся в метрологических институтах Германии. Там же утверждается тип большинства средств измерений, подлежащих обязательной поверке. Некоторые из них имеют сертификат МОЗМ. Поверка средств измерений проходит главным образом в лабораториях, аккредитованных на государственном уровне.
В Словакии правовой основой метрологической деятельности выступает Закон по метрологии, принятый в 1990 г. в Чехословакии, разработанный с учетом МД1 МОЗМ. Как и в Чехии, действует положение №69/1991. Кроме того, Распоряжение № М-101/1991 определяет виды средств измерений, которые подлежат обязательной поверке.
Центральный орган по метрологии — Управление по стандартам, метрологии и испытаниям Словакии — осуществляет методическое руководство и контрольные функции; предоставляет право поверки средств измерений и установление их типов,
принимает решения о признании утверждения типа и результатов поверки средств измерений, проведенных в других странах.
Основное научное учреждение — Словацкий метрологический институт, который разрабатывает и хранит эталоны единиц величин, методов и средств передачи размеров от эталонов средствам измерений. Как государственный метрологический орган институт занимается утверждением типа средств измерений, поверкой исходных эталонов в организациях, калибровкой средств измерений высшей точности, метрологической экспертизой, сертификацией словацких стандартных образцов.
Исполнительный орган — Служба экономической метрологии — располагает метрологическими лабораториями в пяти городах Словакии. Она выполняет функции: утверждение типа, поверку и калибровку средств измерений; метрологическую экспертизу; регистрацию изготовителей ремонтных и монтажных средств измерений. Служба также принимает участие в обучении и повышении квалификации метрологов. Другой исполнительный орган государственной метрологии — Словацкая метрологическая инспекция, которая проводит метрологический надзор за средствами измерений и техникой измерений, соблюдением метрологических правил и норм. Производство эталонов, эталонного оборудования, средств измерений и стандартных образцов находится в руках Техноцентра при Словацком метрологическом институте. В сеть государственной метрологии входят и метрологические лаборатории, аккредитованные национальным аккредитацион-ным органом и признанные Управлением по стандартам, метрологии и испытаниям, а также центры калибровки. Объекты государственного метрологического контроля устанавливает Управление на основе их значимости для защиты покупателей от неверных измерений в торговле; для охраны труда, здоровья населения и защиты природы.
В Румынии в 1992 г. принято постановление Правительства о Румынском Бюро законодательной метрологии, а в 1994 г. — Закон об измерениях. Эти два документа и определили национальную политику в области метрологии. Основные функции Бюро: разработка основ законодательной метрологии; поддержание системы национальных эталонов; проведение государственного метрологического надзора, определение нарушений и применение штрафных санкций; утверждение типа средств измерений; аккредитация поверочных и калибровочных лабораторий. Бюро подчиняются территориальные управления по метрологии, лаборатории по испытаниям типа средств измерений и Национальный институт метрологии.
Законодательная метрология распространяется главным образом на измерения в социально значимых сферах: торговле, здравоохранении, охране окружающей среды, безопасности пассажирского и грузового транспорта, охране труда и т.д.
В странах-членах СНГ проводится систематическая работа по становлению и развитию метрологической деятельности.
В Белоруссии государственную политику в области законодательной метрологии проводит Белстандарт на основании Закона "Об обеспечении единства измерений". Законодательная метрология направлена на термины и определения, эталоны, передачу размеров единиц от эталонов средствам измерений, на стандартные образцы и стандартные справочные данные, государственные испытания и утверждения типа, метрологический надзор и контроль, международное сотрудничество и подготовку кадров. Государственные испытания средств измерений осуществляют
Белстандарт и подчиненные ему центры стандартизации и метрологии. Перечень средств измерений, подлежащих обязательной поверке, установлен национальным стандартом.
В Украине правовой основой метрологической работы выступает Декрет "Об обеспечении единства измерений", принятый Кабинетом министров Украины в 1993 г. Декрет, при разработке которого были учтены МД1 МОЗМ и отдельные положения законодательства европейских стран, имеет статус Закона Украины. Закон устанавливает организационную структуру государственной метрологической службы, ее цели и задачи, общие требования к средствам измерений, к применяемым единицам величин, созданию и функционированию системы эталонов. Закон также определяет объекты государственного метрологического надзора и контроля. В развитие положений Закона Кабинет министров принял постановление "О порядке ввоза средств измерений в Украину". Разработаны ряд основополагающих государственных стандартов по метрологии, а также нормативные документы по государственным испытаниям и утверждению типа средств измерений, хранению и регистрации государственных и вторичных эталонов и другим аспектам метрологии. Единство измерений обеспечивают государственная и ведомственная службы.
Государственную службу возглавляет Госстандарт Украины. Научные центры: НПО "Метрология", ГНИД "Система", Украинский научно-исследовательский центр стандартизации и метрологии. Госстандарту Украины подчиняются территориальные Центры стандартизации и метрологии, а также Государственная служба единого времени и эталонных частот, Государственная служба образцов и стандартных справочных данных.
Актуальной задачей в области метрологии остается дальнейшая гармонизация метрологических правил и норм с действующими на международном и европейском уровнях.