Известно, что одно из важных условий конкурентоспособности продукции состоит в наличии на предприятии эффективной системы обеспечения качества, отвечающей требованиям международных стандартов ИСО серии 9000. Действительно, практика переговоров с иностранными фирмами показывает, что отсутствие на предприятии системы качества может стать серьезным барьером для торговых сделок и существенным образом снизить цену продукции, реализуемой на внешнем рынке. Особенно остро этот вопрос встал во взаимоотношениях с Европейским общим рынком. Причина этого — директивы ЕС, технические и экономические нормы.
На комбинате было принято решение о внедрении стандартов ИСО серии 9000. В процессе решения этой задачи были разработаны "Руководство по обеспечению качества" (справочник) и 30 стандартов, регламентирующих все сферы деятельности комбината от изучения рынка до сбыта продукции. "Руководство по обеспечению качества" — это основной документ, всесторонне характеризующий созданную на комбинате систему обеспечения качества и предъявляемый соответствующей организации, проводящей сертификацию как отдельных видов продукции, так и самой системы.
Приняв за основу стандарты предприятия ранее действующей комплексной системы управления качеством продукции (КС УКП), специалисты комбината переработали их положения в соответствии с требованиями стандартов ИСО серии 9000 и обеспечили этим плавный переход от старой организационной структуры управления качеством к новой. При этом были учтены изменившиеся в стране условия обеспечения производства сырьем, материалами и оборудованием, а также сбыта произведенной продукции.
Для обеспечения совершенствования сбыта произведенной продукции были разработаны ранее отсутствовавшие в КС УКП стандарты предприятия: "Маркетинг, поиск, изучение рынка", "Обеспечение стабильности качества продукции в производстве", "Обеспечение качества при упаковке, транспортировке, хранении и погрузке продукции", "Обеспечение качества в процессе реализации, распределения продукции", "Утилизация продукции после использования", "Идентификация продукции и прослеживаемость".
При создании на комбинате системы качества были разработаны еще два основополагающих руководящих документа: "Политика обеспечения качества Запсибметкомбината" и Программа "Качество". Первый документ определяет основные направления, цели и задачи комбината в области качества, а второй — основные меры по решению следующих задач:
• техническое перевооружение действующих цехов и агрегатов на основе внедрения новой техники, передовой технологии, механизации производственных процессов;
• увеличение производства экономичных и эффективных видов проката;
• снижение удельных расходов сырья и материалов на всех металлургических переделах;
• коренное улучшение качества продукции;
• сертификация готовой продукции на соответствие требованиям международных стандартов.
Проблема повышения качественных показателей основных видов товарной продукции решается по трем направлениям:
первое — повышение уровня нормируемых показателей во всем диапазоне технических требований. Это прежде всего достижение постоянства качественных характеристик кокса, агломерата, извести и чугуна. Важное направление работы — улучшение чистоты поверхности слитков, повышение среднего уровня предела прочности и текучести металлопроката без ухудшения его пластических свойств и повышение однородности этих характеристик в пределах плавки и марки стали;
второе — совершенствование сортамента металлопроката и увеличение объемов выпуска наиболее эффективных их видов, прежде всего термоупрочненного металла, проката из низколегированных марок стали. Достижение соответствия показателей качества нормам международных, особенно европейских, стандартов;
третье — выпуск прокатной продукции с гарантированными показателями качества.
Программа повышения качества продукции является многоплановой и потому предусматривает, в частности:
• мероприятия по разработке и промышленному внедрению новых ресурсосберегающих технологий;
• мероприятия по техническому перевооружению;
• внедрение НИР и ОКР, направленных на ускорение научно-технического прогресса;
• механизацию и автоматизацию производственных процессов;
• разработку и внедрение автоматизированных систем анализа и управления качеством продукции;
• механизацию и автоматизацию контроля качества продукции;
• совершенствование системы качества в результате проверок, осуществляемых руководством комбината в соответствии со стандартом предприятия "Внутренняя проверка функционирования системы качества";
• подготовку кадров и социальное развитие коллектива.
Большой раздел в программе занимает автоматизация и механизация технологических процессов производства.
Выполнение программы "Качество" в установленные сроки обеспечит реализацию политики в области качества АО "Запсибметкомбинат" и прежде всего таких ее положений, как обеспечение устойчивого соответствия значении важнейших показателей качества металлургической продукции мировому уровню и улучшение экономического положения в результате достижения стабильного качества выпускаемой продукции.
Стабильный выпуск качественной продукции обеспечивается большим числом подразделений и исполнителей, работающих независимо друг от друга, но имеющих взаимосвязанные границы взаимодействия. Координация работы по поддержанию заданного уровня качества продукции, работ и услуг на комбинате регламентируется "Руководством по обеспечению качества" и 30 стандартами системы качества.
Система качества на комбинате предусматривает аудит сырья, технологии, оборудования и продукции. Топливосырьевой отдел, отдел товаров народного потребления и отдел технического контроля предоставляют потребителю свидетель-
ство того, что качество продукции, которое ему требуется (и параметры которой он определил в контракте), будет с высокой вероятностью достигнуто. Подобным же образом эти документы дают надзорным органам (Госстандарту РФ) свидетельство того, что продукция будет поставляться в безопасном для использования состоянии и может быть сертифицирована в системе сертификации ГОСТ Р.
Система качества жестко регламентирует внутреннюю дисциплину, которая способствует стабильному качеству изготовления продукции, что повышает уровень доверия к ней со стороны заказчиков и потребителей.
Благодаря разработке и внедрению на комбинате системы качества была проведена успешная сертификация прокатной продукции комбината английской фирмой "Регистр Ллойда". В результате комбинату были выданы два сертификата соответствия на прокатную продукцию — фасонный прокат и арматурную сталь.
Программой "Качество" намечено продолжить сертификацию продукции комбината и полностью внедрить стандарты системы качества с целью ее сертификации по программе МО "СовАсК".
Вопросы и задания
1. Ознакомьтесь с комплексом стандартов ИСО серии 9000: 1994, что необходимо сделать для того, чтобы правильно ответить на вопросы,
2. Укажите номер стандарта ИСО, которым, по вашему мнению, должен бы воспользоваться комбинат при разработке системы управления качеством.
3. Распределите все мероприятия, предусмотренные комбинатом, по этапам петли качества. Все ли составляющие петли качества учтены комбинатом?
4. Согласны ли вы с политикой комбината по качеству? Сформулируйте дополнительные предложения.
5. Подумайте, была ли сертифицирована система качества фирмой "Регистр Ллойда"? Если нет, то почему? В каком случае она бы обязательно проверялась при сертификации продукции комбината?
6. На соответствие какому стандарту ИСО возможна сертификация системы качества на комбинате?
7. Что вы знаете о системе сертификации МО "СовАсК", по правилам которой комбинат решил сертифицировать систему качества?