Морская коррoзия

МОРСКАЯ КОРРOЗИЯ, одна из разновидностей коррозии металлов в естеств. коррозионных средах. В морской воде коррозии подвержены оборудование и сооружения военно-морского, транспортного и промыслового флотов, портов и предприятий судостроения, береговых электростанций и опреснит. установок, морской добычи нефти, газа и полезных ископаемых. Условия морской коррозии различны в морской атмосфере выше зоны брызг и прибрежной полосы, в зоне брызг, зоне прилива, на малых глубинах (вблизи металлич. пов-сти и около берега), на глубинах континентального шельфа, на больших глубинах и в зонах ила.

Морская коррозия по своему механизму является электрохим. коррозией. Морская вода представляет собой р-р многочисл. солей, содержащий также живые и разлагающиеся биол. организмы, взвешенный ил и растворенные газы. Коррозионные процессы в такой среде сложнее, чем в искусств. р-рах солей. Характер и скорость морской коррозии определяются совокупностью хим. факторов (общая соленость, рН, концентрация растворенных газов, прежде всего О2, H2S, SO2 и СО2, концентрации хлоридов, карбонатов, сульфатов). Из физ. факторов наиб. влияние оказывают т-ра и давление, скорость движения воды или воздуха, наличие в воде ила, твердых частиц, пузырьков воздуха. К биол. факторам относят обрастание пов-сти металлич. конструкций бактериями, растит. или животными организмами, с чем м. б. связано изменение у пов-сти рН, концентраций О2, H2S, СО2. В воде мирового океана с соленостью 35 мг/л наиб. долю составляет NaCl, поэтому для лаб. коррозионных испытаний используют 3,5%-ный р-р NaCl.

В морских условиях реализуются все известные типы коррозии. При неправильном сочетании материалов в конструкциях развивается контактная коррозия. Часты случаи щелевой коррозии в зазорах, под прокладками, шайбами, отложениями и т.п. Высокая концентрация хлорид-ионов обусловливает питтинговую и язвенную коррозию нержавеющих сталей и алюминиевых сплавов. При повышении т-ры выше 80 °С нержавеющие стали типа Crl8Ni8 подвергаются коррозионному растрескиванию. Действие морской воды приводит к снижению коррозионномех. прочности конструкц. сталей, особенно при наличии H2S. При повышении предела текучести сталей св. 120 кгс/мм2 они чувствительны к коррозионному растрескиванию. Для медных сплавов характерна струевая морская коррозия при превышении допустимых скоростей движения воды, а также избират. коррозия латуней (обесцинкование) и алюминиевых бронз. Для высокопрочных алюминиевых сплавов опасными видами морской коррозии являются контактная, щелевая, расслаивающая, язвенная и коррозионное растрескивание. Наиб. стойкостью в морских условиях обладают титановые сплавы.

При попадании морской воды или брызг на пов-сть горячего оборудования (горячие трубопроводы, лопатки компрессоров, турбин и др.) возможна коррозия под пленкой высококонцентрир. р-ров солей, приводящая к коррозионному растрескиванию и выходу из строя отдельных деталей.

Защита от морской коррозии включает правильный выбор конструкц. материалов, защитных покрытий и консервац. ср-в; рациональное конструирование и применение комплексных методов защиты от коррозии, включающих нанесение стойких лакокрасочных покрытий в сочетании с электрохимической защитой протекторами или внеш. током.


===
Исп. литература для статьи «МОРСКАЯ КОРРOЗИЯ»: Морская коррозия. Справочник, пер. с англ., М., 1983. И. А. Степанов.

Страница «МОРСКАЯ КОРРOЗИЯ» подготовлена по материалам химической энциклопедии.