МОРСКАЯ КОРРOЗИЯ, одна
из разновидностей коррозии металлов в естеств. коррозионных средах. В
морской воде коррозии подвержены оборудование и сооружения военно-морского,
транспортного и промыслового флотов, портов и предприятий судостроения, береговых
электростанций и опреснит. установок, морской добычи нефти, газа и полезных
ископаемых. Условия морской коррозии различны в морской атмосфере выше зоны брызг и прибрежной
полосы, в зоне брызг, зоне прилива, на малых глубинах (вблизи металлич. пов-сти
и около берега), на глубинах континентального шельфа, на больших глубинах и
в зонах ила.
Морская коррозия по своему механизму
является электрохим. коррозией. Морская вода представляет собой р-р многочисл.
солей, содержащий также живые и разлагающиеся биол. организмы, взвешенный ил
и растворенные газы. Коррозионные процессы в такой среде сложнее, чем в искусств.
р-рах солей. Характер и скорость морской коррозии определяются совокупностью хим. факторов
(общая соленость, рН, концентрация растворенных газов, прежде всего О2,
H2S, SO2 и СО2, концентрации хлоридов, карбонатов,
сульфатов). Из физ. факторов наиб. влияние оказывают т-ра и давление, скорость
движения воды или воздуха, наличие в воде ила, твердых частиц, пузырьков воздуха.
К биол. факторам относят обрастание пов-сти металлич. конструкций бактериями,
растит. или животными организмами, с чем м. б. связано изменение у пов-сти рН,
концентраций О2, H2S, СО2. В воде мирового
океана с соленостью 35 мг/л наиб. долю составляет NaCl, поэтому для лаб. коррозионных
испытаний используют 3,5%-ный р-р NaCl.
В морских условиях реализуются
все известные типы коррозии. При неправильном сочетании материалов в конструкциях
развивается контактная коррозия. Часты случаи щелевой коррозии в зазорах, под
прокладками, шайбами, отложениями и т.п. Высокая концентрация хлорид-ионов обусловливает
питтинговую и язвенную коррозию нержавеющих сталей и алюминиевых сплавов. При
повышении т-ры выше 80 °С нержавеющие стали типа Crl8Ni8 подвергаются коррозионному
растрескиванию. Действие морской воды приводит к снижению коррозионномех. прочности
конструкц. сталей, особенно при наличии H2S. При повышении предела
текучести сталей св. 120 кгс/мм2 они чувствительны к коррозионному
растрескиванию. Для медных сплавов характерна струевая морская коррозия при превышении допустимых
скоростей движения воды, а также избират. коррозия латуней (обесцинкование)
и алюминиевых бронз. Для высокопрочных алюминиевых сплавов опасными видами
морской коррозии являются контактная, щелевая, расслаивающая, язвенная и коррозионное растрескивание.
Наиб. стойкостью в морских условиях обладают титановые сплавы.
При попадании морской воды
или брызг на пов-сть горячего оборудования (горячие трубопроводы, лопатки компрессоров,
турбин и др.) возможна коррозия под пленкой высококонцентрир. р-ров солей, приводящая
к коррозионному растрескиванию и выходу из строя отдельных деталей.
Защита от морской коррозии включает
правильный выбор конструкц. материалов, защитных покрытий и консервац. ср-в;
рациональное конструирование и применение комплексных методов защиты от коррозии,
включающих нанесение стойких лакокрасочных покрытий в сочетании с электрохимической
защитой протекторами или внеш. током.
===
Исп. литература для статьи «МОРСКАЯ КОРРOЗИЯ»: Морская коррозия.
Справочник, пер. с англ., М., 1983. И. А. Степанов.
Страница «МОРСКАЯ КОРРOЗИЯ» подготовлена по материалам химической энциклопедии.