Антифрикционные смазки

АНТИФРИКЦИОННЫЕ СМАЗКИ, пластичные смазки для уменьшения и предотвращения износа трущихся деталей, снижения трения скольжения. Для приготовления антифрикционных смазок используют гл. обр. нефтяные масла малой и средней вязкости (v50 от 20 до 50 мм2/с, где v50-кинематич. вязкость при 50°С), реже - более вязкие нефтяные и синтетич. масла (до 0,5% произ-ва антифрикционных смазок). Загущают антифрикционные смазки обычно солями высших жирных к-т (Li, Ca, Na, Ba, A1 и смешанными), а также гидрофобизированным силикагелем, глиной, неорг. пигментами, алкил-, ацил- и арилпроизводными мочевины, полимерами и др. Стойкость к окислению, консервационные и противоизносные св-ва улучшают, вводя соответствующие присадки к смазочным материалам.

Антифрикционные смазки применяют в узлах трения всех видов, кроме скоростных подшипников, редукторов и механизмов с циркуляц. смазочной системой, где вместо них используют смазочные масла. Антифрикционные смазки лучше, чем масла, удерживаются в узлах трения на движущихся деталях, вертикальных пов-стях. При их применении снижаются требования к герметичности смазываемых узлов, но не осуществляется теплоотвод от трущихся деталей.

Антифрикционные смазки работоспособны при т-рах от — 100 до 350°С. Миним. т-ра лимитируется гл. обр. увеличением динамич. вязкости (св. 2 кПа*с при скорости деформации 10 с -1), максимальная - т-рой плавления или разложения загустителя, испаряемостью, стойкостью к окислению, трибохим. стабильностью и др. Эксплуатац. св-ва антифрикционных смазок зависят также от их реологич. характеристик, мех. и коллоидной стабильности, термо- и водостойкости. При техн. контроле антифрикционных смазок, как правило, оценивают и их условные показатели: пенетрацию - глубину погружения (в долях мм) стандартного корпуса за 5 с и т-ру каплепадения по Уббелоде.

Антифрикционные смазки общего назначения для обычных т-р (солидолы)получают загущением нефтяных масел (v50 от 20 до 50 мм2/с) Са-мылом (10-15%) на основе жиров (солидол Ж) или синтетич. жирных к-т (солидол С). Выпуск солидолов в разл. странах составляет от 30 до 70% всех антифрикционных смазок. Они водостойки, имеют низкую т-ру каплепадения (75 - 100°С), хорошие противоизносные св-ва и применяются при невысоких скоростях, нагрузках и т-рах от — 30 до 70 °С.

Антифрикционные смазки общего назначения для повышенных т-р (консталины и др.) приготовляют загущением нефтяных масел Na-мылами. Они не водостойки, работоспособны до 110 - 120еС, поэтому заменяются многоцелевыми антифрикционными смазками, получаемыми в основном загущением нефтяных масел (v50 50 мм2/с) Li-мылом 12-гидроксистеариновой к-ты. В многоцелевые антифрикционные смазки вводят антиокислительные, антифрикционные и др. присадки. Произ-во отечеств. многоцелевой антифрикционной смазки литол-24 достигло 30 тыс. т/год (1983). Многоцелевые антифрикционные смазки используют во всех осн. узлах трения. Они водостойки, механически стабильны, характеризуются высокой т-рой каплепадения (170 - 200°С). Литол-24 заменяет практически все смазки общего назначения.

Термостойкие смазки приготовляют гл. обр. на основе синтетич. масел - полиорганосилоксановых, перфторал-килполиэфирных и на основе вязких нефтяных масел. Загущают их смешанными мылами, неорг. пигментами, техн. углеродом, силикагелем. Эти смазки применяют при т-рах до 250°С, кратковременно (десятки часов) - до 350°С.

Морозостойкие антифрикционные смазки получают загущением нефтяных и синтетич. масел, имеющих небольшую вязкость при низких т-рах. Их используют в маломощных механизмах, эксплуатируемых на открытом воздухе в Арктике, а также в узлах летательных аппаратов и т. п.Такие смазки работоспособны до — 60оС, а иногда и при более низких т-рах.

Противозадирные антифрикционные смазки содержат эффективные присадки или антифрикц. добавки (MoS2, графит, политетрафторэтилен и т.д.). Их применяют в тяжелонагруженных подшипниках скольжения и качения. В особых случаях используют противоизносные, приработочные пасты, содержащие до 60-70% MoS2.

Химически стойкие антифрикционные смазки инертны к газообразному и жидкому О2, H2SO4, HNO3, аминам, гидразинам и др. агрессивным средам. Их получают загущением фторорг. жидкостей, синтетич. углеводородных масел (реже - белых масел) политетрафторэтиленом, силикагелем, белым парафином. Широко распространены относительно дешевые углеводородные смазки, ограниченно стойкие к окислителям. Особо стойки к окислителям, аминам и иным коррозионноактивным средам антифрикционные смазки на основе перфторалкилполиэфиров, применяемые, напр., в кислородно-дыхат. аппаратуре, насосах для окислителей и ракетных топлив.

Радиационнестойкие антифрикционные смазки приготовляют загущением ароматизиров. нефтяных масел или алкилбензолов силикагелем. Они стойки при поглощенных дозах излучения до 106-107 Гр, а обычные смазки-до 5*103-104Гр.

Различают также неск. групп специализиров. антифрикционных смазок - индустриальные, автомобильные, железнодорожные, авиационные, космические, приборные.

Мировое произ-во антифрикционных смазок 0,8-1 млн. т/год (3-4% от выпуска всех смазочных материалов). Общее число марок антифрикционных смазок, вырабатываемых в разных странах, достигает 5000, в СССР-до 200. Главные области потребления ( > 50% от выпуска) - с.-х. и индустриальные механизмы, автомобильный транспорт. См. также Металлоплакирующие смазочные материалы.


===
Исп. литература для статьи «АНТИФРИКЦИОННЫЕ СМАЗКИ»: Синицын В. В., Подбор и применение пластичных смазок, 2 изд., М., 1974; его же, Пластичные смазки в СССР. Ассортимент. Справочник, М., 1979.

Страница «АНТИФРИКЦИОННЫЕ СМАЗКИ» подготовлена по материалам химической энциклопедии.