Смазочные масла

СМАЗОЧНЫЕ МАСЛА, жидкие смазочные материалы, предназначенные для уменьшения трения и износа узлов и деталей машин и механизмов, защиты их от коррозии, очистки трущихся пов-стей от загрязнений и отвода от них теплоты. В зависимости от способа получения смазочные масла подразделяют на нефтяные масла, синтетические масла, масла растит. и животного происхождения. Объем произ-ва животных масел невелик; чаще других применяют касторовое и костное масла, причем, как правило, в качестве компонентов нефтяных и синтетич. масел.

По назначению различают моторные масла (см. также Автолы, Газотурбинные масла, Загущенные масла, Прира-боточные масла и др.), трансмиссионные масла, энергетич. масла (см. Изоляционные масла, Компрессорные масла, Турбинные масла), индустриальные масла (см. также Приборные масла, Редукторные масла), технол. масла (см. Технологические смазочные материалы), консервационные масла, мед. и парфюм. масла (см. Белые масла). Качество смазочных масел определяется комплексом эксплуатац. св-в, основные из к-рых рассмотрены ниже.

Смазочные св-ва характеризуют способность масел уменьшать трение, снижать или предотвращать износ, заедание и задир пов-стей трения, ослаблять либо замедлять контактную усталость взаимодействующих металлич. пов-стей, обеспечивать более прочный контакт смыкающихся пов-стей во фрикционных механизмах и др.

Вязкостные св-ва характеризуют вязкость масел в заданных условиях работы и зависимость ее от т-ры, давления и приложенного напряжения сдвига. Особенно важны вязкостно-температурные св-ва: с понижением т-ры вязкость существенно возрастает, что затрудняет пуск и начало движения машин и механизмов; при выборе масла обычно стремятся к тому, чтобы в заданном диапазоне т-р вязкость изменялась незначительно.

Низкотемпературные св-ва характеризуют способность масел поступать в зазор между трущимися пов-стями при низких т-рах и обеспечивать надежную работу машин и механизмов с момента их пуска до выхода на. установившийся температурный режим. Высокотемпературные св-ва характеризуют термич. и термоокислит. (воздействие кислорода воздуха) стабильность масел при высоких т-рах.

Антикоррозионные и защитные св-ва характеризуют способность масел: а) не вызывать коррозию металлич. узлов и деталей и защищать их от воздействия агрессивных в-в, если они образовались в масле при работе или попали в него извне; б) защищать металлич. пов-сти от электрохим. (в т. ч. атмосферной) коррозии в период хранения техники во время длительных остановок и ее эксплуатации во влажном климате.

Моюще-диспергирующие св-ва характеризуют способность масел препятствовать отложению на металлич. пов-стях продуктов окисления и загрязнений путем поддерживания их во взвешенном состоянии в виде тонко диспер-гир. частиц. Деэмульгирующие св-ва характеризуют способность масел предотвращать образование стойких эмульсий при попадании в них посторонних жидкостей (в первую очередь воды).

Антипенные св-ва характеризуют способность масел препятствовать образованию стабильной пены, особенно при работе их в циркуляц. системах смазки в условиях интенсивного перемешивания с воздухом, а также в вакууме. Совместимость с неметаллич. материалами характеризует способность масел не вызывать размягчение, набухание или охрупчивание натурального и синтетич. кау-чуков, пластмасс, лаков и др. и не вымывать из них отдельные ингредиенты.

Для улучшения или сохранения на длительный срок описанных и иных эксплуатац. св-в смазочных масел к их основе (базовому маслу) добавляют в кол-вах 0,001-20% по массе разл. функцией, присадки (см. Металлоплакирующие смазочные материалы, Присадки к смазочным материалам). Это обеспечивает надежную работу узлов трения при т-ре от —70 до 280-300 °С давлении до 3000-3500 МПа, частотах вращения до 1300 с , скоростях скольжения в трущихся контактах до 20м/с. Отработанные смазочные масла подвергают регенерации с целью их повторного использования. При регенерации из масел удаляют продукты износа, термич. разложения и окислит. полимеризации, мех. примеси, воду. Методы регенерации, осуществляемой на спец. установках, подразделяют на физ. (сепарация, фильтрование, отстаивание, а иногда отгонка легких нефтяных топливных фракций), физ.-хим. (адсорбция, коагуляция растворенных смолис-то-асфальтеновых в-в, очистка селективными р-рителями) и хим. (сернокислотная или щелочная очистка). По сравнению с качеством исходных смазочных масел качество регенерир. масел неск. хуже, поэтому сроки их службы сокращены.

При произ-ве и применении смазочных масел контролируют их св-ва, определяя физ.-хим. (вязкость, плотность, т-ры вспышки и застывания, кислотное число, зольность, цвет и др.) и нек-рые эксплуатац. (смазочные св-ва, агрессивность, эмульгируемость и т.д.) показатели качества. При изменении технологии, замене сырья или отдельных компонентов, передаче произ-ва на др. предприятие проводят т. наз. ква-лификац. испытания. При этом определяют соответствие требованиям стандартов (техн. условий) испытуемых образцов и возможность их использования наравне с эталонными с помощью лаб. методов, испытаний на модельных установках и полноразмерных механизмах. Св-ва новых смазочных масел устанавливают, выполняя в неск. этапов государств. приемочные испытания (лаб.-стендовыс стендовые, полигонные и эксплуатационные). Мировое произ-во смазочных масел составляет ок. 20 млн. т/год (1989).

Лит.: Теоретические основы химмотологии, под ред. А. А. Браткова, М., 1985; Гуреев А. А., Фукс И. Г., Лашхи В. Л., Химмотология, М., 1986; Топлива, смазочные материалы, технические жидкости. Ассортимент и применение. Справочное издание, под ред. В. М. Школьникова, М., 1989.

А. В. Виленкин.