ТЕХНИЧЕСКИЕ ЖИДКОСТИ, маловязкие жидкости,
предназначенные для обеспечения выполнения машинами и механизмами рабочих ф-ций.
Общее для всех технических жидкостей-отсутствие требований к смазывающим св-вам. По назначению
технические жидкости подразделяют на амортизаторные, антиобледе-нительные, гидравлические (см.
Гидравлические жидкости), охлаждающие, промывочные, пусковые,
разделительные, смазочно-охлаждающие и тормозные.
Амортизаторные жидкости
используют для заливки телескопических, рычажно-кулачковых и др. гидравлич.
амортизаторов колесных и гусеничных транспортных машин с целью гашения мех.
колебаний путем поглощения кинетич. энергии движущихся масс. Приготовляют из
нефтяных дистиллятов селективной очистки смешением с крем-нийорг. жидкостями
(8-10% по массе). Вязкость при 100 °С для колесных машин 3-4, для гусеничных
машин 4-5 мм 2/с. Разновидность амортизаторных жидкостей-применяемые
в артиллерии противооткатные жидкости.
Антиобледенительные жидкости
предназначены для предотвращения обледенения передних кромок крыльев и лопастей
винтов, стекол пилотских кабин и иных элементов пов-сти самолетов и вертолетов,
а также стекол автомобилей, тепловозов и т. п. Такие жидкости растворяют влагу
и кристаллы льда на защищаемой пов-сти с образованием р-ра с низкой т-рой замерзания;
кроме того, пленка жидкости ослабляет сцепление льда с пов-стью, что облегчает
его удаление встречным потоком воздуха. Антиобледенит. жидкостями чаще всего
служат водные р-ры спиртов (этилового, изопропилового, этиленгликоля и др.).
Охлаждающие жидкости применяют
в системах охлаждения двигателей внутр. сгорания, радиоэлектронных системах
и др. для поглощения и отвода 25-35% выделяющейся при работе теплоты и предупреждения
перегрева деталей. В качестве охлаждающих жидкостей используют воду и антифризы.
Промывочные жидкости служат
для очистки деталей и масляных систем и иных внутр. полостей механизмов от орг.
загрязнений. При контакте с загрязненными пов-стями промывочные жидкости растворяют
или размягчают лаковые и смолистые отложения. Как правило, эти жидкости состоят
из смеси нефтяных дистиллятов (легких масел, керосина, газойля и т. п.) с р-рителями
и моющими ср-вами (фенолы, кетоны, гликолевые эфиры, толуол, ксилол, тетра-лин,
хлорсодержащие соед. и т. д.). Широко распространены также негорючие жидкости
на водной основе.
Пусковые жидкости, впрыскиваемые
в топливную систему двигателей внутр. сгорания, предназначены для облегчения
их пуска при низких т-рах. Характеризуются высокой испаряемостью и образуют
в цилиндрах двигателей горючую смесь. Получают смешением диэтилового эфира с
низкокипящими углеводородами (петролейным эфиром и др.), изопропилнитратом и
небольшим кол-вом (до 10% по массе) смазочного масла. Пусковые жидкости обладают
высоким давлением паров, низкой т-рой самовоспламенения и широкими пределами
воспламеняемости.
Разделительные жидкости
применяют в измерит. приборах (манометры, мановакуумметры, расходомеры и т.
д.) с целью предотвращения контакта рабочих жидкостей с агрессивными средами
(напр., H2SO4, HNO3, H2O2,
C12, Вr2). Приготовляют на основе хлор- и хлорфторуглеродов,
а также полисилоксанов; вязкость 7-27 мм 2/с при 50 °С. Характеризуются
высокой стабильностью против окисления.
Тормозные жидкости используют
в гидравлич. тормозных системах транспортных машин. Выполняют ф-ции гидравлич.
тела и смазочной среды при перемещении поршня в главном тормозном цилиндре.
При работе привода тормозной системы давление в жидкостях достигает 10-12 МПа.
Тормозные жидкости производят на основе касторового масла (смесь 60-40% масла
и 40-60% изо-амилового спирта) или гликолей разной мол. массы. Эти жидкости
должны иметь вязкость не менее 1,5 мм2/с при 100 °С и не более
1800 мм2/с при - 40 °С.
Во все технические жидкости вводят, как
правило, антикоррозионные присадки, в амортизационные, гидравлич. и тормозные,
кроме того,-вязкостные, противоизносные и антиокислительные, а в охлаждающие-антипенные
присадки. См. также Сма-зочно-охлаждающие жидкости.
Лит.: Топлива, смазочные
материалы, технические жидкости. Ассортимент и применение. Справочное издание,
под ред. В. М. Школьникова, М., 1989.
А. В. Виленкин.