ХИММОТОЛОГИЯ (от химия
и
лат. motor - приводящий в движение и греч. logos - наука), область знаний
о св-вах, качестве и рациональном использовании горючих и смазочных материалов
(ГСМ) в технике (двигателях, особенно внутр. сгорания, машинах и механизмах).
Термин "химмотология" впервые предложен в СССР (К. К. Папок, 1964).
Химмотология возникла и развивается на стыке орг.,
физ. и коллоидной химии, нефтехимии, физики, экономики и экологии. Формирование
химмотологии в самостоят. направление науки обусловлено увеличением объемов потребления
ГСМ, возрастанием их значения в обеспечении надежности
и долговечности
техники. Кроме того, перед химмотологией в последнее время остро встали две относительно
новые проблемы: 1) стабилизация добычи нефти и получение моторных топлив
из альтернативного сырья (см. Альтернативные топлива);2) изучение
и улучшение экологич. св-в ГСМ в связи с тем, что влияние мн. видов транспорта
на окружающую среду зависит от состава и св-в применяемых топлив и масел
(прекращение произ-ва этилир. бензинов, разработка т. наз. городского дизельного
топлива, снижение расхода смазочных масел на угар и т. д.).
Задачи химмотологии можно условно разделить на 3
группы. Первая из них связана с оптимизацией качества ГСМ, обеспечением
наиб. полного соответствия эксплуатац. св-в ГМС требованиям двигателей.
Решение задач этой группы базируется на исследовании комплекса физ.-хим.
процессов, протекающих при использовании ГСМ (испарение, смесеобразование,
сгорание, лако- и нагарообразование, коррозионный и мех. износ и т. д.).
Эта же группа включает работы по оценке эффективности путей улучшения качества
ГСМ (новые компоненты, методы очистки, присадки, добавки и др.) и расширения
их ресурсов (напр., альтернативные топлива, синтетич. смазочные материалы).
Цель задач второй группы - повышение эффективности
применения ГСМ в условиях эксплуатации. К этой группе относятся разработка
и научное обоснование норм расхода ГСМ, сроков их хранения, принципов классификации,
унификации сортов и марок, взаимозаменяемости, методов восстановления качества
некондиционных топлив и регенерации отработавших смазочных материалов.
Третья группа задач посвящена разработке и совершенствованию методов оценки
качества ГСМ. В эту группу входят также исследования по совершенствованию
приборов и методов аналит. контроля качества топлив и масел, совершенствованию
стандартов и техн. условий на них и методы их анализа.
Одно из наиб. крупных достижений химмотологии -
разработка новой системы первичной оценки эксплуатац. св-в ГСМ, т. наз.
комплексов их квалификац. испытаний. Ранее эти св-ва оценивались гл. обр.
при испытаниях на полноразмерных машинах в стендовых или эксплуатац. условиях
в течение 2-3 лет с затратой больших материальных ср-в. В соответствии
с новой системой каждое св-во топлива либо масла "расчленяют" или "разделяют"
на простые составляющие, оценка к-рых возможна ускоренными лаб. методами,
получившими назв. квалификационных. Суммирование результатов определения
указанных составляющих позволяет объективно и всесторонне оценить в целом
любое эксплуатац. св-во. Комплекс квалификац. методов по всем св-вам того
или иного вида ГСМ дает возможность оценить его пригодность к употреблению
в течение 1,5-2 мес при небольших затратах. Отечеств. система квалификац.
оценки св-в топлив и масел применяется более 20 лет и уже дала большой
экономич. эффект.
Осн. задачей химмотологии на перспективу остается
создание научных основ и рекомендаций по экономии топливно-энергетич. ресурсов
и обеспечению двигателей, машин и механизмов высококачеств. ГСМ с широкими
сырьевыми ресурсами.
Лит.: Папок К. К., Рагозин Н. А., Словарь по топливам, маслам, смазкам, присадкам и специальным жидкостям, 4 изд., М., 1975, с. 333-37; ГуреевА.А., ФуксИ.Г., Лашхи В. Л., Химмотолопы, М., 1986.
А. А. Гуреев.