Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания подразделяют на три группы:
Основными
характеристиками или параметрами любого цикла теплового двигателя являются
следующие безрамерные величины:
степень сжатия (отношение удельных
объемов рабочего тела в начале и конце сжатия)
e = n1 / n2 , (7.5)
степень повышения давления (отношение давлений в конце и в начале изохорного процесса подвода теплоты)
l = Р3 / Р2 , (7.6)
степень предварительного расширения или степень изобарного расширения (отношение удельных объемов в конце и в начале изохорного процесса подвода теплоты)
r = n3 / n2 . (7.7)
1). Рассмотрим цикл
ДВС с подводом теплоты при постоянном объеме на примере
четырехтактного двигателя.
Диаграмма реального двигателя представлена на рис.7.3.
а-1 (1 такт) – в цилиндр через всасывающий клапан поступает смесь воздуха и
паров горючего (нетермодинамичемкий процесс);
1-2 (2 такт) – адиабатное сжатие (повышается температура);
2-3 – сгорание горючей смеси, давление быстро возрастает при постоянном объеме
(подвод теплоты q1);
3-4 (3 такт) – адиабатное расширение (рабочий процесс, совершается полезная
работа);
4-а – открывается выхлопной клапан и отработанные газы покидают цилиндр
давление цилиндра падает (отводится тепло q2).
1-а (4 такт) – выталкивание оставшихся в цилиндре газов.
Затем процесс повторяется.
Описанный процесс является необратимым (наличие трения, химической реакции в
рабочем теле, конечные скорости поршня, теплообмен при конечной разности
температур и т.п.).
Для анализа теории тепловых машин термодинамика рассматривает идеальные циклы
обратимые циклы. Диаграмма идеального процесса двигателя внутреннего сгорания
показана на рис.7.4.
Из этой диаграммы выводится формула для термического к.п.д. цикла с подводом
теплоты при постоянном объеме, который имеет следующий вид:
ht = 1 – 1/eg , (7.8)
где: e –степень сжатия
(основной показатель работы двигателя, чем выше е, тем выше экономичность ДВС);
g – показатель
адиабаты.
2). Идеальный цикл ДВС со смещанным
подводом теплоты при постоянном объеме (безкомпрессорные
дизели). Диаграмма цикла показана на рис.7.5.
1-2 - чистый воздух с температурой Т1 сжимается до температуры Т2,
которая больше температуры воспламенения топлива. В этот момент в цилиндр через
форсунки под давлением впрыскивается топливо.
2-3 – горючая смесь самовоспламеняется и к рабочему телу подводится тепло q1/,
давление повышается до Р3.
3-4 – поршень перемешается обратно, поступление и сгорание топлива продолжается
при постоянном давлении и подводится тепло q1//.
4-5 – поршень продолжает перемещаться в нижнюю мертвую точку, давление падает
(адиабатное расширение);
5-1 – процесс отвода теплоты q2 при постоянном объеме (через
выпускной клапан покидают отработанные газы).
Термический к.п.д. цикла определяется по формуле:
ht = l – (l·rg – 1) / eg-1·[(l - 1) + g·l·(r – 1)] . (7.9)
Цикл двигателей с подводом теплоты при постоянном давлении широкое применение не нашли, так как у этих циклов очень большой коэффициент сжатия.
Предыдущая страница |
Следующая страница
СОДЕРЖАНИЕ