Асбопластики, пластмассы с наполнителем из асбестовых волокнистых материалов. Асбопластики делят на: слоистые пластики — асботекстолиты (наполнитель — асбестовая ткань), асбогетинаксы (бумага) и асболит (картон); асбоволокниты — композиции на основе волокнистого асбеста, пропитанного синтетическими смолами; асбопластики на основе предварительно сформованных в изделия волокон, матов или холстов. В производстве асбопластиков связующими служат главным образом феноло- и меламино-формальдегидные смолы, реже — кремнийорганические и фурановые смолы (содержание обычно 30—40%).

  Процесс изготовления листов или плит из асбопластиков состоит в пропитке наполнителя растворами или эмульсиями смол, сушке пропитанного наполнителя и последующем его прессовании при высоких температуре и давлении (для феноло-формаль-дегидных связующих при 150—160°C и 9—11 Мн/м2 (1 Мн/м2=10 кгс/см2). Детали из листовых асбопластиков готовят прессованием или механической обработкой, из асбо-волокнита — прямым или литьевым прессованием. Трубы из слоистых асбопластиков изготовляют намоткой пропитанного наполнителя на цилиндрическую «оправку» с последующим отверждением связующего. Крупногабаритные изделия сложной формы могут быть получены из матов или холстов (с преимущественно параллельным расположением волокон), которые пропитывают смолой и затем прессуют при невысоком давлении (до 1,5 Мн /м2.)

  Механические свойства асбопластиков достаточно стабильны в условиях действия влажного воздуха и воды, а также при температурах до 500°C. Асбопластики, не содержащие органических наполнителей, тропикостойки. Коэффициент трения фрикционных материалов из асбопластиков 0,25—0,45. Электрическая прочность асбопластиков с кремнийорганическим связующим — ~ 4 Мв/м (кв/мм), относительная диэлектрическая проницаемость при 50 гц 60—110 (абсолютная диэлектрическая проницаемость 530—970 пф/м). Асбопластики широко применяют в ракетной технике для тепловой защиты некоторых частей ракет; из них изготовляют лопатки ротационных насосов, панели для монтажа электрощитков, коллекторы малогабаритных электрических машин, тормозные колодки для поездов метрополитена и самолётов и др. Большие трубопроводы, арматуру и др. изготовляют из асбоволокнита на основе феноло-формальдегидной смолыфаолита.

 

  Лит.: Каррол-Порчинский Ц., Материалы будущего. Термостойкие и жаропрочные волокна и волокнистые материалы, пер. с англ., М., 1966.