Алхимия

АЛХИМИЯ [позднелат. alchymia, alchimia, через араб. алькимия; возможно, от греч. chymeia, cherneia-искусство выплавки металлов, chyma - жидкость, литье, или от Хемия (греч. Спёгша)-одно из наименований Др. Египта, от др. -егип. хам, хаме-черный, букв. - черная страна, страна черной земли], наряду с другими тайными, оккультными, науками (астрологией и каббалой) - явление культуры, сопутствовавшее на протяжении более 1,5 тыс. лет разл. эпохам (эллинизм, европейское средневековье, Возрождение). Алхимия существовала еще в составе древних восточных культур - в Ассиро-Вавилонском царстве, доисламской Персии, Арабском халифате, а в Китае, Индии и Японии - во времена становления там буддизма. Но наиб. распространение она получила в средневековой Европе. В данной статье речь пойдет об алхимии преим. в этом регионе.

Алхимию связывают с попытками получить совершенный металл (золото или серебро) из металлов несовершенных, т.е. с идеей трансмутации (превращения) металлов с помощью гипотетич. в-ва - "философского камня". Сами алхимики называли свою деятельность scientia immutabilis - "наукой неизменной".

Первый этап алхимии (2-6 вв.) связан с деятельностью Александрийской академии (2-4 вв.). Это было время становления алхимии в составе позднеэллинистич. герметич. философии (по имени Гермеса Трисмегиста-Трижды Величайшего, легендарного основателя алхимии) под влиянием учения персов-огнепоклонников, неопифагорейских и неоплатонич. умозрений эллинизированного Египта, предхристианских и раннехристианских философских систем. Александрийская алхимия занимает срединное положение между ремесленной практикой, направленной на имитацию благородных металлов (золота-хризопея и серебра-аргиропея), и оккультным теоретизированием. Алхимик оперирует с в-вом и одновременно размышляет над его природой.

Оснащение лаборатории алхимика и мастерской ремесленника (металлодельца, стеклодела, красильщика, изготовителя ядовитых и лек. настоев) в осн. совпадают: аппараты, приборы, посуда, в-ва. Совпадает и характер деятельности: открытие, наблюдение и описание в-в и их взаимодействий, препаративные процедуры и технологич. операции. Но у алхимика иная цель: не утилитарная, а глобальная, направленная на построение особой Вселенной, собственной картины мира, представленной в алхимии в специ-фич. образах-понятиях ("философский камень", целительные панацеи, алкагест - универсальный р-ритель, гомункул - искусственный человек). Он осуществляет тем самым единение микро- и макрокосмоса, соотнося природное и духовное, вселенское и человеческое на пути к знанию.

Алхимик теоретически осмысливает хим. ремесло и как бы приспосабливает к делу под воздействием этого же ремесла собственное теоретизирование. Он формулирует направления своей деятельности так: в материальном мире — трансмутация несовершенных металлов в совершенные; в человеческом мире - личное совершенствование; созерцание бога и приобщение к нему через его слово - в мире неземном. Алхимия, следовательно, одновременно представляла два рода деятельности - "аурификцию" (золотоподобные имитации) и "аурифакцию" (определенную мировоззренч. доктрину).

В 7-11 вв. алхимия ни в практич., ни в теоретич. отношениях не обогатила средневековое природознание.

На втором этапе (12-14 вв.) алхимия вступает во взаимоотношения с культурой европейского средневековья, пребывая между практич. химией и "естественной философией", основанной на христианизир. учении Аристотеля о материальном мире. (Мир в-в, согласно этому учению, состоит из сочетаний четырех начал-стихий - земли, воды, воздуха, огня, обладающих соответствующими свойствами-качествами-сухостью, влажностью, холодом, теплом.) В результате алхимия рационализируется, приобретая черты лишь внеш. образом алхимизированной практич. химии, с одной стороны, и деятельности, направленной на познание в-ва, - с другой.

Названные выше образы-понятия алхимии существуют не сами по себе, а в конкретных познавательно-практич. проблемах, связанных с преобразованием в-ва. Мысль о всеобщей пре-вращаемости в-ва, из к-рой следует возможность трансмутации металлов, коренится в аристотелевой идее первичной материи как совокупности всех свойств-качеств и начал-стихий. В аристотелевых началах-стихиях, абстрактных качеств. принципах, алхимик видит и то, что видел Аристотель, но и нечто иное - вещественное, обнаруживаемое органами чувств, преобразуемое с помощью соответствующих лаб. приемов. Аристотелева вода, напр., у алхимиков - знак холодного и влажного, но и та вода, к-рую можно пить, и aqua fortis (азотная к-та), и aqua regis (царская водка). Аристотелевы начала-стихии обретают веществ. характер, выстраиваясь в триаду алхим. начал-принципов и вместе с тем в-в: ртуть, сера и соль. Принцип и в-во вместе: "Возьми, сын мой, три унции серы и пять унций злости...". Это примета особого, радикально отличного от нынешнего, мышления.

Мысль алхимика движется от изучения функциональной зависимости св-во-св-во (блеск золота, напр., зависит, в числе прочего, от огненности серы) к изучению принципиально иной зависимости состав - св-во. При этом антиатомистич. представления имеют тенденцию через понятия "квинтэссенция" (скрытая сущность тела) и "биологическая" индивидуация (тело - живой организм) стать физ.-хим. атомистикой новой науки. Если, однако, понимать атомизм как неуничтожимость и неизменяемость единицы в-ва, тогда идея трансмутации оказывается бессмысленной. В этом случае следовало бы отказаться от алхим. веществ-принципов (ртуть, соль, сера) как кирпичей мироздания и признать реальные металлы, напр., простыми хим. элементами в современном смысле. Т. обр., атомизм-в нек-ром роде логич. будущее алхимии.

Учение об алхим. началах-принципах противостоит двум осн. направлениям средневекового природознания (13 в.): созерцательному опыту оксфордской школы (Р. Бэкон, Роберт Гроссетест) и схоластике Альберта Великого-Фомы Аквинского. Но в этом противостоянии оно как бы примиряет средневековые номинализм (имя-идея вещи - лишь конструкция ума) и реализм (имя-идея вещи так же реальна, как и сама вещь) и тем самым предвосхищает метод науки нового времени, оперирующей с реальными в-вами, но осмысляемыми с помощью соответствующих понятий. В этом и состоит главный урок, преподанный алхимией научной химии - науке нового времени.

Учение об алхим. субстанции и акциденции (сущность всех металлов едина, различны их преходящие, акцидентальные, формы) обусловливает "врачующий" характер препаративной деятельности алхимиков, совершенствующих металл - освобождающих его от порчи. Эта практич. установка находится в соответствии со след. двумя устремлениями алхим. мысли. Первое: разрушение видимых форм в-ва, физ. и физ.-хим. воздействия на в-во (дробление, измельчение, растирание, обжиг, растворение в-ва в минеральных к-тах и др.). Так алхимик выявляет сокровенную сущность - квинтэссенцию, форму форм, лишенную к.-л. св-в кроме идеального совершенства (идея, восходящая к александрийской алхимии). На этом пути - физикализация алхимии. Второе: одухотворенная предметность (зооморфные, антропоморфные, анимистич. представления о в-ве, "исцеление" в-ва с помощью "медикамента" - "философского камня"). На этом пути - биологизация алхимии, ведущая с формированию идеи хим. индивидуальности. Во взаимодействии этих устремлений можно усмотреть предвосхищение современной химии, мечущейся меж всемогущей физикой и всеобещающей биологией.

Деятельность алхимиков к концу второго этапа складывается из трех составляющих: 1) ритуально-магич. опыт, в к-ром препаративные процедуры сопровождаются соответствующими заклинательными ф-лами, выражаемыми особым символич. языком (мир в-в - мир символич. их заменителей, причем последний истиннее первого, ибо священнодействен, исполнен высшего смысла; с одной стороны, "дело это делает рука", с другой - "деяние это творит десница"); 2) система определенных лаб. приемов, направленных на недостижимый, как теперь ясно, результат; 3) синтетич. искусство, с помощью к-рого изготавливают конкретную вещь. Так в рамках алхимии воспроизводится особый тип познавательно-практич. деятельности, непосредственно предшествовавший химии нового времени.

Но реальный путь от алхимии к химии оказался трудным. Потребовалось длительное взаимод. трех направлений средневекового природознания (схоластич. теоретизирования, ремесленного опыта и алхимии), прежде чем experientia как опытность, знание и experimentum как проба, опыт, встретившись, привели к научному эксперименту.

Именно в силу обретения алхимией собственного теоретич. взгляда на свой предмет главные практич. вклады алхимии приходятся на 8-12 вв. в арабском мире и на 12-14 вв. в Европе. Получены серная, соляная и азотная к-ты, винный спирт, эфир, берлинская лазурь. Создано разнообразное оснащение мастерской-лаборатории-стаканы, колбы, фиалы, чаши, стеклянные блюда для кристаллизации, кувшины, щипцы, воронки, ступки, песчаная и водяная бани, волосяные и полотняные фильтры, печи. Разработаны операции с различными в-вами - дистилляция, возгонка, растворение, осаждение, измельчение, прокаливание до постоянного веса. Расширен ассортимент в-в, используемых в лаб. практике: нашатырь, сулема, селитра, бура, оксиды и соли металлов, сульфиды мышьяка, сурьмы. Разработаны классификации в-в. Впервые описано взаимодействие к-ты и щелочи. Открыты сурьма, цинк, фосфор. Изобретены порох, фарфор. Бонавентура (13 в.) установил факт растворения серебра и золота в царской водке. В трактате Р. Бэкона "Зеркало алхимии" можно усмотреть неосознанное приближение к правилам стехиометрич. соотношений и принципу постоянства состава. Ему же принадлежит систематизированное описание св-в семи известных тогда металлов. Но успехи прикладного св-ва алхимия должна разделить с хим. ремеслом.

Во многом сходна с европейской алхимия арабского мира 8-12 вв. (Бл. Восток и страны Магриба). Это сходство не случайно, если принять точку зрения М. Бертло о проникновении алхимии в Европу через арабов.

Практич. химия шла путем эмпи-рич. поиска, лишь оттеняя особую природу алхимии.

Третий этап алхимии (15-17 вв.) связан с кризисом европейского средневекового мышления и отмечен новым расцветом оккультных увлечений, характерных для ренессансного неоплатонизма. В стороне стоит Парацельс (16 в.), ориентировавший злато-сереброискательскую алхимию на лекарственную-иатрохимию (греч. iatros-врач).

Алхимия в эпоху Просвещения (18 в.) воспринималась современниками как фарс.

Т. обр., в ходе историч. взаимодействия с умозрительным природознанием и хим. ремеслом алхимия трансформируется в научную химию. Под влиянием алхимии взаимоизменились хим. ремесло и умозрительное природознание, став соответственно хим. технологией и опытно-индуктивной наукой 17 в.


===
Исп. литература для статьи «АЛХИМИЯ»: Рабинович В.Л., Алхимия как феномен средневековой культуры, М., 1979; его же. Образ мира в зеркале алхимии. От стихий и атомов древних до элементов Бойля, М., 1981; Jung С. G., Psychology and alchemy, L., 1953; Read J., Through alchemy to chemistry, N.Y., 1963; Thorndike L., A history of magic and experimental science, v. 1-8, N.Y., 1923-41. В.Л.Рабинович.

Страница «АЛХИМИЯ» подготовлена по материалам химической энциклопедии.