ПЕЧАТАНИЕ ТКАНЕЙ (печать,
набивка), узорчатое или одностороннее крашение. Принципиальной разницы между
крашением и печатанием с точки зрения механизма взаимод. красителя с субстратом
нет. Существуют различия в требованиях, предъявляемых к красителям для печатания и
крашения. Водорастворимые красители должны иметь высокую р-римость, а нерастворимые
- высокую дисперсность, т к. концентрация красителя для печатания должна быть значительно
выше, чем в красильной ванне. В состав краски для печатания входят краситель, загуститель
(крахмал, декстрин, агар-агар, акриловая эмульсия и др.) и разл. вспомогат.
в-ва (катализатор, мягчитель и т.д.). От загустителя зависит степень фиксации
красителя, четкость контура рисунка, устойчивость окраски и гриф текстильного
материала. Фиксация красителей на волокне при печатании происходит, как правило, при
более высоких т-рах и в более жестких условиях, чем при крашении. Для печатания можно
использовать те же классы красителей, что и для крашения, однако практически
используются только красители, имеющие высокую устойчивость к мокрым обработкам,
т.к. после фиксации красителя требуется тщательная промывка.
По хл.-бум. и вискозным
тканям печатают преим. кубовыми красителями, активными красителями, кубозолями,
компонентами, образующими красители на волокне, и пигментами; для вискозных
тканей используют также в небольшом кол-ве прямые красители с закреплением
дициандиами-дом. Сернистые красители, широко применяемые в крашении целлюлозных
тканей, для печатания не применяются. По льняным тканям, а также по хл.-бум. и вискозным
трикотажным полотнам печатают активными и кубовыми красителями, а также пигментами;
по шерстяным тканям-активными и кислотными красителями; по ацетатным,
триацетатным, полиэфирным тканям и трикотажу - только дисперсными красителями;
по полиамидным-кислотными, активными и изредка дисперсными красителями;
по поли-акрилонитрильным - катионными красителями. Наиб. универсальны
для печатания на всех текстильных материалах пигменты, к-рые не имеют сродства к субстратам
и фиксируются вместе с загустителем с помощью спец. в-ва - фиксатора (связующее
в-во), что исключает промывку.
Известны прямой, вытравной,
резервный и переводной способы печатания. В наиб. простом и распространенном - прямом
печатании краситель наносят на бесцв. или окраш. материал с помощью гравир. валов или
сетчатых шаблонов с послед. высушиванием и фиксацией красителя в паровой среде
или сухим теплом (ИК облучение или сухой горячий воздух). Этот способ печатания используется
для всех текстильных материалов.
При вытравном печатании по ткани,
сплошь окрашенной красителем, к-рый легко разрушается под действием окислителей
и восстановителей, печатают вытравным составом (в-во, разрушающее краситель,
с разл. добавками). Если в состав краски для печатания ввести краситель, устойчивый
к вытравному составу, вытравка получается цветной. Вытравное печатание чаще всего используют
по хл.-бум. тканям, окрашенным прямыми или активными азокрасителями (для цветной
вытравки используют кубовые красители), а также по тканям из ацетилцеллюлозных
и полиэфирных волокон, окрашенных дисперсными азокрасителями (для цветной вытравки
используют дисперсные антрахиноновые красители).
При резервном печатании на бесцв.
ткань наносят рисунок с помощью цветной или бесцв. резервной краски, в состав
к-рой входят загуститель и резервирующее в-во (нек-рые ПАВ), препятствующее
фиксации красителей, применяемых для крашения; затем материал окрашивают. Резервное
печатание используют в осн. на целлюлозных тканях. Наиб. эффективно применение активных
хлортриазиновых красителей вместе с резервной краской и послед. крашение активными
винилсульфоновыми красителями.
При переводном печатании рисунок
сначала наносят на подложку (чаще всего на бумагу), а затем переносят с подложки
на ткань под термопрессом или на горячем каландре. Применяют преим. для полиэфирных,
ацетилцеллюлозных и полиамидных материалов, используя легко сублимирующиеся
дисперсные красители.
Печатание хл.-бум., льняных и
нек-рых шелковых тканей осуществляют на машинах с гравир. валами. Для печатания шерстяных,
большинства шелковых тканей и трикотажа используют сетчатые шаблоны - плоские
и круглые (т. наз. фото-фильмпечать); плоскими шаблонами печатают вручную на
столах или на спец. машинах, более производительны и дают высокий колористич.
эффект машины с круглыми шаблонами. Для переводного способа печатания рисунок на бумагу
наносят на полиграфич. машинах или на машинах с круглыми шаблонами. Фиксация
красителей осуществляется в зрельнике (термокамера с паром или сухим теплом),
от выбора к-рого и качества его работы зависит степень фиксации красителей на
ткани, яркость и устойчивость окраски.
Лит. Шиканова И
А., Технология отделки шерстяных тканей, M., 1972; Пичхадзе Ш В , Сошина С.М.,
Теория и практика крашения и печатания тканей из натурального шелка, M., 1975;
Беленький Л И., Физико-химические основы отделочного производства текстильной
промышленности, M., 1979; Прогресс техники и технологии печатания тканей, M.,
1980; Беленький Л И., Росинская И Я , Олтаржевская H Д., Крашение и печатание
текстильных материалов из смесей природных и химических волокон, M., 1987
В. В. Карпов.