СИИНТЕТИЧЕСКОЕ
ЖИДКОЕ ТОПЛИВО (СЖТ, искусств. жидкое топливо), сложные смеси углеводородов,
получаемые из сырья ненефтяного происхождения. См. также Альтернативные
топлива.
Проблема произ-ва СЖТ возникла
в нач. 20 в. в связи с отсутствием во многих промышленно развитых странах или
регионах значит. нефтяных месторождений, в дальнейшем-с ограниченностью запасов
нефти при непрерывно растущих масштабах ее потребления. В 80-х гг. нефть обеспечивала
примерно 40% топливно-энергетич. потребностей мира, прир. газ-ок. 20%, уголь-только
неск. более 30%. Между тем отношение доказанных извлекаемых (т.е. с применением
экономически рентабельных способов добычи) запасов горючих ископаемых к их годовой
добыче составляло: для нефти 41, для газа 58, для углей 224 (1989). Общепринятой
оценки мировых запасов горючих сланцев нет; принимают, что их общие потенц.
запасы в 13 раз превышают потенц. запасы нефти. При сохранении добычи и потребления
нефти и газа примерно на уровне 80-х гг. их извлекаемые запасы будут исчерпаны
уже через 40-50 лет. По истечении этого периода придется применять гораздо более
дорогие способы добычи или производить жидкое топливо из угля и сланцев, запасов
к-рых хватит на столетия.
Возможные пути получения
СЖТ. Для превращения в СЖТ углей или сланцев необходимо удалить из них золу,
уменьшить мол. массу, превратив твердое орг. в-во в жидкое, обогатить его водородом
и удалить из него кислород, азот и серу в виде Н2О, NH3
и Н2 S.
Одно направление получения
СЖТ-термич. переработка сырья без доступа воздуха (см., напр., Коксование,
Пиролиз, Полукоксование). При этом, наряду с твердым остатком (полукоксом),
образуется угольная или сланцевая смола (сложная жидкая смесь орг. соединений),
уже не содержащая золы. Поскольку образование смолы происходит за счет водорода
орг. массы, к-рого в сырье недостаточно, выход смолы по сравнению с выходом
полукокса невелик: 10-20% от орг. массы в случае углей и 50-70% в случае сланцев
(только 6-22% от их массы).
Др. направление-превращение
всей орг. массы в жидкость или газ. Применительно к углям - это гидрогенизация
(см. Гидрогенизация угля) и газификация (см. Газификация твердых
топлив). Для сланцев данное направление практически нецелесобразно, т. к.
золы в них значительно больше, чем орг. в-в.
Возможны след. пути получения
СЖТ (см. схему).
Пути 1 и 4 сравнительно
не сложны в аппаратурном оформлении, но их перспективность ограничивается малым
выходом жидких продуктов. Эти пути могут представлять интерес как вспомогательные,
если находит применение осн. продукт - твердый остаток (полукокс).
Пути 2 и 3 универсальны,
но многостадийны и требуют сложного оборудования. Это особенно относится к пути
2-прямому ожижению (гидрогенизации) углей при высоких давлениях водорода (10-70
МПа), что определяет высокие уд. капиталовложения в сооружение соответствующих
пром. установок. Однако этот путь дает наиб. выход целевых продуктов. Напр.,
при гидрогенизации кам. и бурого углей получают (в расчете на орг. массу твердого
сырья) 53-65 и 53% жидких продуктов против соотв. 9-10 и 18-20% в случае термич.
переработки (путь 1). По сравнению с газификацией и послед. синтезом моторных
топлив из синтез-газа (путь 3) гидрогенизация энергетически выгоднее,
поскольку большая доля теплосодержания сырья переходит в целевой продукт: 58
и 52% вместо 44-52 и 45-50% в случае соотв. кам. и бурого углей.
Все рассмотренные возможные
пути получения СЖТ в разные периоды развития разл. стран были реализованы в
пром-сти.
Термическая переработка
углей продолжит. время развивалась гл. обр. с целью произ-ва металлургич.
кокса. Получаемую при этом в качестве побочного продукта высокотемпературную
коксовую (напр., кам.-уг.) смолу применяли как сырье для хим. пром-сти, в стр-ве
и только в небольших опытных масштабах в Великобритании (40-50-е гг.)-для выработки
моторных топлив, что определяется трудностью гидрогенизации высокоароматизир.
коксовой смолы. Переработка углей при пониженных (полукоксование) по сравнению
с коксованием т-рах дает более высокий выход смолы, наз. первичной или полукоксовой.
При получении моторных топлив последняя гораздо более пригодна как сырье, чем
коксовая смола, для гидрооблагораживания (обработка водородом для удаления гетероатомов,
а также увеличения соотношения Н/С с целью приближения состава СЖТ к составу
топлив нефтяного происхождения).
Произ-во СЖТ по пути 1
с использованием полукокса для газификации и послед. получения водорода было
осуществлено в пром. масштабе в предвоенной Германии, а также в СССР. В Германии
в 30-е гг. и во время войны произ-во СЖТ субсидировалось для покрытия нужд армии
(ряд предприятий перерабатывал более 1 млн. т/год полукоксовых смол).
В послевоенные годы конкуренция
более дешевого нефтяного сырья привела к прекращению выработки СЖТ из смол,
а рост добычи прир. газа резко сократил потребность в полукоксе как сырье для
газификации. В 80-е гг. полукоксование углей и переработка смол сохранялись
в мире лишь на единичных заводах (Мост, Чехословакия; Цейц, ГДР; Ангарск, СССР),
причем из смол все более стремятся вырабатывать не СЖТ, а хим. продукты. Однако
в опытно-пром. масштабах изучение разл. вариантов получения СЖТ с включением
разных термич. процессов продолжается. Напр., в США в 70-е гг. на установках
производительностью 3,6-300 т/сут углей были исследованы скоростной пиролиз
и гидрогенизация смолы, гидропиролиз в псевдоожиженном слое, полукоксование
во вращающихся ретортах с теплоносителями (фарфоровыми шарами), ступенчатое
полукоксование с повышаемой от реактора к реактору т-рой (полукокс использован
для произ-ва водорода, а последний-для гидрогенизации смолы). В бывшем СССР
изучены (также на опытных установках) скоростной пиролиз, гидропиролиз и термоконтактное
коксование углей с послед. переработкой смол в СЖТ.
Термическая переработка
сланцев. Первый патент на такую переработку был выдан в Англии (1694). В
1-й пол. 19 в. на сланцеперегонных заводах Великобритании, США, Австралии, Франции
и Швеции вырабатывали ламповый (осветительный) керосин. Развитие добычи и переработки
нефти сделало эти произ-ва нерентабельными, и после 2-й мировой
войны предприятия в перечисл. странах были закрыты. Однако в России и КНР полукоксование
сохраняется; в последние десятилетия небольшие предприятия начали функционировать
вновь в США, а также пущены в Бразилии.
Масштабы переработки сланцев
ничтожны в сравнении с добычей и использованием нефти. Наиб. развита переработка
сланцев в России и Эстонии, где их добыча составляет ок. 40 млн. т/год; при
этом б.ч. сланцев используют как энергетич. топливо, а 1/5
часть подвергают полукоксованию с выработкой 1,2-1,3 млн. т/год смолы. Ее переработка
ориентирована на получение не только СЖТ, но и большой гаммы хим. продуктов:
электродного кокса, масла для пропитки древесины, мягчителей резины, строит.
мастик и др. В России освоены мощные генераторы с газовым теплоносителем производительностью
по кусковому сланцу 1000 т/сут; проходит испытания установка полукоксования
сланцевой мелочи с твердым теплоносителем (сланцевой золой) производительностью
3000 т/сут. В США (штат Колорадо) опытное предприятие мощностью 10 тыс. баррелей
в день (0,5 млн. т/год) сланцевой смолы работало в 80-е гг. с перебоями; в Бразилии
аналогичное предприятие имеет мощность по сланцам ок. 0,8 млн. т/год.
Прямое ожижение (гидрогенизация)
углей. Этот процесс привлекал и продолжает привлекать своей универсальностью
наиб. внимание исследователей. В 20-е и в нач. 30-х гг. на основе исследований
В. Н. Ипатьева, Ф. Бергиуса (F, Bergius) и др. были выполнены многочисл. работы
по гидрогенизации углей в Германии, СССР, Великобритании, Японии и иных странах,
подготовившие пром. реализацию гидрогенизации.
Первая крупная установка
для получения бензина из бурого угля (100 тыс. т/год по бензину) была введена
в Германии (1927). В 30-40-х гг. крупные установки работали также в Великобритании,
СССР и северной части Кореи. Наиб. развитие гидрогенизация получила в Германии,
где были сооружены шесть заводов общей мощностью 2,5 млн. т/год.
Важнейшее технол. достижение
этого периода, определившее в значит. степени возможность пром. реализации гидрогенизации,-разделение
превращения углей в жидкие углеводороды на отдельные стадии, поскольку одностадий-ность
требовала большого расхода водорода и применения дорогих катализаторов. На первой
стадии паста из тонкоизмельченного угля и масла, циркулирующего в системе вместе
с дешевым железным катализатором (красный шлам), к-рый выводился из цикла с
золой, превращалась при 30-70 МПа и 450-480 °С в смесь газообразных, легких
и тяжелых жидких продуктов, содержавшую также твердую фазу. Твердые компоненты
(непревращенный уголь, зола и катализатор) отделялись центрифугированием, фракции,
выкипающие при т-ре выше 325 °С, после разделения возвращались в цикл для
приготовления пасты.
Продукт первой стадии-т.
наз. широкая фракция с концом кипения 325 °С, содержавшая значит. кол-во
неуглеводородных соед., в т. ч..склонных к р-циям конденсации. Эту фракцию на
второй стадии рафинировали, т.е. насыщали водородом под давлением 30 МПа и при
4(00-420 °С в присутствии спец. активных гетерог. катализаторов, так что
кислород, азот и сера удалялись соотв. в виде Н2О, NH3 и
Н2 S. Полученный продукт, состоявший практически целиком из углеводородов,
подвергался также при высоком давлении на третьей стадии гидрокрекингу с циркуляцией
фракций, выкипающих при т-ре выше т-ры кипения бензина.
Вынужденные многоступенчатость
процесса и использование на первой стадии железного катализатора, низкая активность
к-рого также вынужденно компенсировалась высоким давлением, определили низкую
производительность дорогостоящего оборудования и экономич. неэффективность гидрогенизации.
Это делало произ-во СЖТ путем ожижения углей неконкурентоспособным по сравнению
с произ-вом моторных топлив из нефти. Поэтому после 2-й мировой
войны выпуск искусств. топлива, оказавшегося в неск. раз дороже продуктов из
нефти (добыча к-рой в этот период стала возрастать), быстро прекратился.
Повышение цен на нефть
(с 1973) привело к возобновлению интереса к СЖТ. В этот период в большинстве
технически развитых стран создаются соответствующие национальные программы исследований.
В-результате к нач. 80-х гг. была разработано неск. вариантов усовершенств.
технологии ожижения углей, проведенных на крупных опытно-пром. установках производительностью
по сырью от 3 до 600 т/сут. В табл. приведена сводка нек-рых процессов, наиб.
отработанных в пром-сти или на крупных опытных установках.
Сравнение процессов, разработанных
в 70-80-е гг., с процессом I.G. Farbenindustrie показывает, что, несмотря на
большую разницу, вносимую использованием углей разл. типов, техн.-экономич.
показатели улучшаются благодаря существ. снижению расхода водорода и кол-в образующихся
газов C1 -С4. Увеличенное кол-во твердого остатка не вызывает
затруднений, поскольку его можно газифицировать с целью получения водорода или
сжигать для покрытия энергетич. нужд.
Если считать процесс I.
G. Farbenindustrie процессом первого поколения, в процессах второго поколения
(см. табл.) достигнуты след. усовершенствования: упрощено отделение твердых
в-в от жидких и повышена эффективность их разделения применением дистилляции
вместо центрифугирования, разработкой спец. гидроциклонов, введением осаждающих
в-в, непрерывно действующих фильтров и др.; использован пастообразователь, богатый
водородом (специально подгидрир. фракция), способный передавать его орг. массе
угля, вследствие чего удалось снизить давление; предотвращены подбором условий
и внесением орг. добавок р-ции конденсации, снижен выход газа, повышен выход
жидких продуктов (с 43 до 52-58%); преодолены многочисл. конструктивные трудности,
созданы устройства непрерывного ввода и вывода катализаторов, бункеры для хранения
паст и суспензий угля, центробежные пастовые насосы, запорная арматура, устойчивая
к коррозии и эрозии, и т. д.
По нек-рым оценкам, уд.
капиталовложения при разработке процессов второго поколения уменьшены на 15-20%,
однако ни один из них не был реализован в пром-сти, хотя за рубежом были выполнены
проектные работы. Осн. причина-падение цен на нефть с 30-40 долл./баррель (1981)
до 10-12 долл./баррель (1985). Кроме того, процессы второго поколения не привели
к значит. качеств. изменениям по сравнению с процессами первого поколения. Поэтому
с кон. 80-х гг. в изучении получения СЖТ прямым ожижением углей наблюдается
тенденция развития фундам. исследований с целью более глубокого обоснования
разработки процессов третьего поколения. Конкретные направления интенсификации
ожижения углей: изучение хим. структуры углей и использование ее особенностей,
в частности, раздельная оптимизация стадий растворения угля и насыщения смеси
водородом или применение для ожижения только высоко-реакционноспособной части
орг. массы угля; поиск новых катализаторов, особенно их комбинаций; оптимизация
состава пастообразователей; комбинирование ожижения с иными процессами переработки
углей (коксование, газификация и др.).
Газификация углей. Процесс
получения СЖТ из углей через газификацию и послед. Фишера -Тропша синтез
или синтез метанола (путь 3) уступает по выходу жидких продуктов прямому
ожижению углей (путь 2), однако превосходит его универсальностью и гораздо более
широким опытом реализации в пром-сти. Получаемый газификацией синтез-газ м.
б. использован, помимо переработки в углеводороды, для выработки водорода, а
последний-во мн. других пром. процессах, напр. в синтезе NH3. Поэтому
газификацию необходимо включать в схему любого предприятия, работающего по пути
1, 2 или 4. Синтез-газ можно применять также для получения разл. хим. продуктов.
Прямое получение моторных
топлив из синтез-газа в предвоенный и военный периоды было осуществлено на ряде
заводов в Германии (в 1944 макс. выпуск составил 600 тыс. т). В послевоенные
годы эти предприятия оказались нерентабельны, как и заводы ожижения углей, и
были демонтированы. Однако опытные работы продолжались в США, где нек-рое время
действовала установка производительностью 365 тыс. т/год, в ФРГ, в СССР и др.
странах. С 50-х гг. начата пром. реализация в ЮАР, где экономич. обстановка
была благоприятна (дешевые уголь открытой добычи и рабочая сила), а политич.
ситуация требовала независимости от импорта. В 1951, 1981 и 1982 были введены
три очереди заводов "Sasol", к-рые в сер. 80-х гг. перерабатывали
12-14 млн. т/год углей, в т.ч. 9 млн. т/год газификацией с выработкой жидких
топлив до 2 млн. т/год, заменителя прир. газа и широкой гаммы хим. продуктов.
В 50-80-е гг. совершенствовались
методы газификации и методы синтеза Фишера-Тропша (применение катализаторов
в жидкой фазе, реакторы с псевдоожиженным слоем и др.). Альтернативой синтезу
Фишера-Тропша (путь За) м. б. синтез метанола, хорошо освоенный в пром-сти.
Широкая производств. реализация
пути 3 будет определяться в первую очередь эффективностью начальной стадии-газификации
углей. В сер. 80-х гг. в пром. масштабе в мире действовало неск. сотен газогенераторов
разл. типов, многие из к-рых совершенствуются в осн. путем применения повышенных
давлений и т-р; осуществлено по 3-5 смен "поколений" конструкций.
В крупных опытно-пром. масштабах испытываются нетрадиц. методы газификации (в
присут. катализаторов, в комплексе с атомными реакторами, в расплавах железа
или солей и др.); мн. новые конструкции газогенераторов опробываются в составе
небольших предприятий по произ-ву аммиака, уксусного ангидрида, а также в составе
ТЭЦ.
Перспективы развития производства
СЖТ. Масштабы внедрения термич. переработки сырья, его ожижения или газификации
зависят от мн. факторов, в т.ч. от степени интенсификации самих процессов, степени
истощения запасов нефти и цен на нее и прир. газ. Согласно техн.-экономич. расчетам
и лрогнозам (1987), стоимость произ-ва СЖТ, напр. методами ожижения углей, определяется
величиной порядка 46 долл./баррель, высококалорийного газа (в пересчете на нефть
49,3 долл./баррель) с возможным снижением до 31 долл./баррель при реализации
нового поколения технол.
процессов. При такой стоимости произ-во СЖТ окажется рентабельным к 2000-2015.
Нецелесообразность немедленного
крупномасштабного внедрения в пром-сть процессов получения СЖТ не снижает, однако,
значимости проблемы. До начала массового произ-ва СЖТ необходимо развивать фундам.
исследования и на опытных установках проверять разные технол. решения и работу
оборудования для обоснования оптим. выбора процессов получения искусств. жидкого
топлива.
Лит.: Рапопорт И.
Б., Искусственное жидкое топливо, 2 изд., М., 1955; Химические вещества из угля,
под ред. Ю. Фальбе, пер. с нем., М., 1980; "Горючие сланцы", т.
1, № 1, 1984, с. 104-06; Уайтхерст Д. Д., Митчелл Т.О., Фаркаши М., Ожижение
угля, пёр. с англ., М., 1986; Химия и переработка угля, М., 1988. И. В. Калечиц.